Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Менаше, сын Иосифа

Менаше бен Иосиф (מנשה) — старший сын праведника Иосифа и внук праотца Яакова, один из родоначальников колен Израильских, предок колена Менаше.

Менаше родился в 2231 г. (1529г. до н.э.) в Египте.

В ту пору его отец Иосиф был верховным визирем Египта. Мать Менаше — Аснат, приемная дочь в семье жреца главного храма в столице фараона, городе Он (Берешит 41:45, 41:50). Но настоящей матерью Аснат (и соответственно, бабушкой Менаше) была Дина, дочь праотца Яакова (Пиркей дераби Элиэзер 38).

Иосиф, который в юности попал в Египет рабом, а затем поднялся к вершинам власти, назвал своего первенца именем «Менаше», образованным от слова линшот («забывать»), — в благодарность за то, что Всевышний «дал ему забыть все мучения» (Берешит 41:51, Сфорно).

В 2233 году (1527 г. до н.э.) у Менаше родился младший брат, получивший имя Эфраим (Берешит 41:50-52).

Иосиф обучал сыновей законам Б-га, которые узнал от Яакова, а также различным наукам и государственной мудрости (Сефер аяшар, Микец).

В 2238 году (1522 г. до н.э.) в Египет переселилась вся семья Яакова, которая обосновалась на севере страны, в земле Гошен, называемой также Рамсес (Берешит 46:6, 47:11).

Менаше и Эфраим в течение длительного времени жили рядом с дедом Яаковом, изучая у него законы и предания, полученные по цепи традиции от праотцев — Авраама и Ицхака (Седер адорот). А как только Менаше подрос, он стал помогать отцу в управлении государством (Псикта рабати 3:93).

Еще при жизни Яакова у Менаше родились два сына — первенец Махир и второй сын Яир (Бемидбар 32:40-41; Бава батра 121б).

В 2255 году (1505 г. до н.э.) Яаков, предчувствуя приближение смерти, благословил своих внуков Менаше и Эфраима, а также сказал Йосефу: «Двое твоих сыновей, родившихся у тебя в земле Египта до моего прихода к тебе в Египет, — они мои: Эфраим и Менаше, как Реувен и Шимон, будут моими» (Берешит 48:5).

Таким образом, Яаков приравнял их в качестве наследников к своим сыновьям — и по возвращении сынов Израиля в Святую Землю потомки Менаше и Эфраима должны будут получить такие же наделы, как и сыновья Яакова (Рамбан, Берешит 48:5-6).

А когда после смерти Яакова погребальная процессия отправилась в страну Кнаан, чтобы, согласно завещанию, похоронить его в пещере Махпела у Хеврона, золотой саркофаг несли вместе с его сыновьями и два внука — Менаше и Эфраим. Они заменили своего отца Иосефа, который был освобожден от переноса саркофага из почтения к его сану верховного визиря страны (Берешит раба 100:2;Бемидбар раба 2:8).

Продолжительность жизни и год смерти Менаше неизвестны.

Колено Менаше

Потомки Менаше составили одно из двенадцати колен народа Израиля. При выходе из Египта в нем насчитывалось тридцать две тысячи двести мужчин от двадцати лет и старше (Бемидбар 1:34-35), а перед вступлением в землю Израиля — пятьдесят две тысячи семьсот (там же 26:34).

На стоянках в пустыне колено Менаше располагалось к западу от Шатра Откровения (там же 2:18-21). Знамя этого колена было цвета черного оникса, а на нем — изображение столицы Египта (в память о том, что Менаше там родился), а также изображение буйвола, ведь Моше-рабейну в своем последнем благословении сказал об этом колене (Дварим 33:17): «Рога буйвола — рога его, ими он будет бодать все народы до края земли…» (Бемидбар раба 2:7; р. Бхайе на Бемидбар 2:2).

Половина колена Менаше получила надел на восточном берегу реки Иордан — севернее колен Гада и Реувена (Бемидбар 32:39-41; Дварим 3:13-15; Йеошуа 13:29-32), а остальные расселились на западном берегу — в самой стране Кнаан (Йеошуа 17:7-13).

Из колена Менаше вышел судья Гидон бен Йоаш, освободивший народ Израиля от власти Мидьяна (Шофтим 6:11-16).

В 3195 году (565 г. до н.э.) половина колена Менаше, поселившаяся на восточном берегу Иордана, была изгнана ассирийцами вместе с коленами Реувена и Гада (I Диврей аямим 5:23-26). А через десять лет в изгнание отправились и остальные потомки Менаше (II Мелахим 2, 17:6).

Через полтора тысячелетия спустя после изгнания десяти северных колен еврейский путешественник из Восточной Африки Эльдад Адани во время своих странствий обнаружил потомков Менаше и Эфраима, живущих в горах, недалеко от арабского города Мекка: они были отважными воинами, совершавшими конные набеги в долину. А другая, еще более многочисленная, часть колена Менаше жила вместе с потомками Шимона в стране Кейдар, в шести месяцах пути от Иерусалима, и магометане платили им дань (Сефер Эльдад Адани).

В последние десятилетия израильский исследователь р. Элияу Авихаиль обнаружил в восточной Индии (штаты Мизорам и Манипур) и на западе Бирмы (г. Тиддим) племенную группу шинлунг — численностью ок. 1,2 миллиона человек — члены которой причисляют себя к колену Менаше, поскольку это имя часто упоминается в их преданиях. Из сохранившихся у них древних обычаев некоторые напоминают еврейские: ношение накидки, похожей на талит, семидневное поминовение покойника и т.д. Считается, что племя пришло в эти места из китайской провинции Сычуань. Интересно, что бирманское слово «шинлунг» означает «Десять племён» (отсылка к Десяти потерянным коленам Израиля, в числе которых и колено Менаше). Около ста лет оно было обращено в христианство, но в последние тридцать лет его члены стали возвращаться к иудаизму, соблюдать еврейские праздники и отдавать детей в еврейские школы, а несколько сотен человек даже прошли гиюр и переселились в Израиль (Э. Авихаиль, Шивтей Исраэль). За ними закрепилось название «бней Менаше» — буквально «сыны Менаше».


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…