Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Следуя повелению Б-га, Моше проводит перепись евреев. Дочери Цлофхада просят удел в Земле Израиля.

Четвертого элуля сыны Израиля вновь отправились в путь. Обогнув Эдом, а затем Моав с юга, к концу месяца они подошли к границе эморейского царя Сихона, на восточном берегу Иордана. Моше вновь направил послов с просьбой пропустить евреев к Кнаану, но Сихон вышел навстречу евреям с войском. На этот раз Б-г предал неприятеля в руки Израиля: в завязавшемся сражении евреи одержали победу, и, преследуя врага, захватили столицу эморейцев Хешбон и всю их страну — от реки Арнон до реки Ябок, где начинались рубежи Ога, царя Башана (Бемидбар 21:21—26; Дварим 2:18, 2:26—36; Седер олам раба 9; Ягельлибейну).

  • 23 тишрей нового 2488 года сыны Израиля под предводительством Моше разгромили войско Ога, выступившего им навстречу, и затем овладели его страной (Бемидбар 21:33—35; Дварим 3:1—11; Ягельлибейну).

После этого евреи разбили лагерь в степи, у реки Шитим, недалеко от рубежей Моава (Бемидбар 22:1, 25:1, р. Бехайе). Испугавшиеся силы сынов Израиля моавитяне и мидьянитяне пригласили на помощь мага Билама. Следуя его совету, они поставили перед станом Израиля шатры и посадили в них нарядно одетых блудниц, которые заманивали евреев внутрь, поили вином и обольщали, а затем уговаривали служить своему идолу Бааль-Пеору (Бемидбар 25:1—3, Раши; Санхедрин 106а; Бемидбар раба 20:23). В стане начался мор, ставший выражением гнева Творца на Израиль. И Б-г повелел Моше созвать глав народа, чтобы судить и казнить служивших идолу (Бемидбар 25:3—4, Раши; Бемидбар раба 20:23). В самом начале судебного разбирательства один из вождей колена Шимона, Зимри, подвел к Моше мидьянскую принцессу Козби, с которой собирался согрешить, и спросил: «Эта женщина разрешена мне или запрещена? Если ты скажешь, что запрещена, то кто разрешил тебе жениться на дочери Итро, которая тоже родом из Мидьяна?» (Бемидбар 25:5—6, Раши; Санхедрин 82а; Бемидбар раба 20:24). Вопрос был поставлен явно некорректно, ведь Моше взял Ципору в жены еще до дарования Торы, а затем, у горы Синай, она вместе с другими герами приняла на себя «ярмо заповедей». Но Моше растерялся и молчал, забыв закон, который он получил от Всевышнего на горе Синай: ревнители имеют право казнить того, кто вступает в близость с нееврейкой (Раши, Санхедрин 82а). Увидев, что Моше не знает, что ответить, судьи заплакали (Бемидбар 25:6, Раши). Однако внук Аарона, Пинхас (см.), который слышал этот закон из уст Моше, напомнил о нем, и Моше сказал: «Кто вспомнил об этом повелении Торы, тот и должен его выполнить» (Санхедрин 82а). Когда Зимри и Козби зашли в шатер, Пинхас проник за ними и пронзил прелюбодеев копьем в момент соития, — в это мгновение мор, от которого уже погибло двадцать четыре тысячи человек, прекратился (Бемидбар 25:7—11, Раши).

А затем, следуя повелению Б-га, Моше вновь произвел подсчет мужчин от двадцати лет и старше (Бемидбар 26:1—65) — как заботливый пастух пересчитывает свое стадо после нападения волков. Как пастух, принявший свое «стадо» по счету при исходе из Египта, Моше вновь пересчитал его, приближаясь к смерти, — перед тем, как передать новому «пастуху», который должен был ввести сынов Израиля в страну Кнаан и разделить ее между ними (Раши, Бемидбар 26:1).

В ходе пересчета к Моше подошли пять сестер из колена Менаше, у которых не было братьев, а отец умер в пустыне, — они просили передать им надел их отца в стране Кнаан. Моше сомневался, как поступить, и Всевышний повелел ему: «Справедливо говорят дочери Цлофхада. Дай им во владение удел, полагавшийся их отцу» (Бемидбар 27:1—7). Услышав эти слова, Моше подумал: «Раз Б-г дал это повеление мне, то, возможно, Он отменил Свое решение, и я смогу войти в Святую Землю вместе со всеми». Но Всевышний сказал ему: «Мой приговор остается в силе» (Танхума, Пинхас 9; Раши, Бемидбар 27:12).

После пересчета Б-г повелел Моше отомстить мидьянитянам, подославшим своих женщин для совращения сынов Израиля. «А после этого ты умрешь», — сказал Б-г (Бемидбар 25:16—18, 31:1—2). И хотя Моше мог бы жить еще несколько лет, — ведь Всевышний обусловил его смерть отмщением мидьянитянам, — он не стал откладывать выполнение повеления Б-га ни на один день. Но поскольку тесть и жена Моше происходили из Мидьяна, он не повел народ на эту войну сам, а послал отборное войско во главе с Пинхасом, сказав ему: «Кто начал эту заповедь, тот пусть ее завершит» (там же 31:3—6, Раши; Танхума, Матот 3; Бемидбар раба 22:4). В ходе этой войны евреи убили всех князей Мидьяна, а также давнего врага Моше — мага Билама (Бемидбар 31:7—8).

Победа сынов Израиля над Мидьяном была достигнута, в основном, благодаря могучим воинам из колен Гада и Реувена, и им в добычу досталось особенно много мидьянских стад (Танхума, Матот 6; Бемидбар раба 22:8). После окончания войны вожди колен Реувена и Гада обратились к Моше с просьбой передать им во владение восточный берег Иордана, богатый пастбищами. «Не переводи нас через Иордан!» — попросили они. «Ваши братья пойдут на войну, а вы будете сидеть здесь?!» — с упреком спросил Моше. И он поставил условие: если колена Реувена и Гада пойдут вместе со всем народом на завоевание Кнаана, то затем получат во владение покоренные царства Сихона и Ога на восточном берегу Иордана (Бемидбар 32:1—33). А поскольку Моше увидел, что площадь восточного берега намного превосходит надел, полагающийся двум коленам, он стал искать, кто бы захотел поселиться там вместе с ними, — и вызвалась часть колена Менаше, у которой также было много стад (Рамбан, Бемидбар 32:33). Моше разделил восточный берег между этими двумя с половиной коленами, предназначив каждому из них особый надел (Бемидбар 32:33; Дварим 3:12—16; Йеошуа 13:15—32). А пока он передал им лишь несколько городов в местах, наиболее пригодных для пастбищ, и они возвели там крепости, чтобы оставить в них свои семьи и скот, — а остальная земля оставалась незаселенной (Бемидбар 32:34—42; Рамбан, Бемидбар 32:29—30). Моше также выделил три города-убежища, в которых должны были скрываться совершившие неумышленное убийство (Дварим 4:41—43). И хотя, согласно закону Торы, эти три города не могли выполнять свою функцию до того, как будут выделены города-убежища на западном берегу Иордана, в земле Кнаан, Моше не стал откладывать, так как не хотел упускать ни одной заповеди, которую можно выполнить (Макот 10а, Раши, Дварим 4:41).

с разрешения издательства Швут Ами


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…