Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Моше направляет эмиссаров к царю Эдома. Узнав о приближающейся смерти Аарона, лидер еврейского народа изучает с ним Тору.

В первый день следующего месяца ияра Моше направил из Кадеша посланников к царю Эдома с просьбой разрешить сынам Израиля пройти через его страну в Кнаан — по столбовой дороге, не отклоняясь ни вправо, ни влево. Но царь Эдома отказал в этой просьбе, выслав навстречу евреям войско, — и они отступили из Кадеша к горе Ор, также расположенной у рубежей Эдома (Бемидбар 20:14—23; Ягель либейну).

В ночь на первое ава 2487 года Б-г известил Моше о близкой смерти Аарона и поручил ему предупредить брата (Ялкут Шимони, Хукат 764). «Возьми Аарона и его сына Элазара, — повелел Б-г, — и возведи их на гору Ор. Сними с Аарона его одежды и облачи в них его сына Элазара. И Аарон умрет там» (Бемидбар 20:23—26;).

На рассвете Моше подошел к шатру Аарона и позвал его: «Аарон, брат!» По просьбе Моше они сели вместе изучать свиток Торы, обсуждая, каким образом Первый Человек, сотворенный в Ган Эдене, мог дойти до греха и привести в мир смерть. «Вот и я, который властвовал над ангелами, — сказал Моше, — и ты, который во время мора смог остановить смерть, тоже смертны. Сколько еще лет нам осталось жить?» «Может быть, двадцать», — сказал Аарон. «Меньше», — поправил его Моше. И он продолжил уменьшать оставшийся срок, пока речь не дошла до уже начавшегося дня. «Может быть, ты имеешь в виду меня?» — спросил Аарон. «Да, — ответил Моше и спросил: — Ты готов принять смерть?» «Да». «Так пойдем на гору» (Ялкут Шимони, Хукат 764).

На глазах всей общины Моше провел Аарона и его сына Элазара прямо на вершину горы (Бемидбар 20:27). Там они остановились рядом с пещерой, внутри которой был скальный выступ, подобный ложу (Ялкут Шимони, Хукат 764). Моше снял с Аарона одеяния первосвященника и облачил в них Элазара, а на Аарона надели заранее приготовленный тахрихим (саван) (Бемидбар 20:28; Раши и Рамбан, Бемидбар 20:26). «Войди в пещеру», — сказал ему Моше. Аарон вошел, лег на каменное ложе, протянул руки вдоль тела и закрыл глаза. В этот момент опустилась Шехина и «поцеловала» его (Ялкут Шимони, Хукат 764). «Блажен тот, кто умирает подобной смертью», — произнес Моше (Раши, Бемидбар 20:26). Он спустился с горы вместе с Элазаром, и весь народ Израиля оплакивал Аарона (Бемидбар 20:28—29, Таргум Йонатан).

В тот же день 1 ава на стан напали амалекитяне, которые пришли из города Арада, расположенного на юге страны Кнаан. Евреи в страхе бежали, а амалекитяне взяли пленных. Народ охватила такая паника, что люди решили возвратиться в Египет и отступали в течение трех дней. Тогда колено Моше — левиты, возревновавшие за Б-га, попытались остановить народ. В завязавшейся схватке левиты убили множество паникеров и силой заставили сынов Израиля вновь подойти к горе Ор (Бемидбар 21:1, Раши; ИТ, Йома 1:1; Сефер аяшар, Хукат; Раши, Дварим 10:6—7).

А в канун 9 ава сыны Израиля, как обычно в этот день, выкопали себе могилы — но наутро все встали живыми. Они подумали, что ошиблись в счете дней. Каждый вечер, до 14 ава, они ложились спать в вырытые могилы — пока не появилась полная луна. И тогда сыны Израиля поняли, что не ошиблись, — сорок лет скитаний подошли к концу, и день 15 ава стал для них праздником (ИТ, Таанит 4:7; Раши, Таанит 30б; Рашбам, Бава батра 121а).

с разрешения издательства Швут Ами


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…