Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Эрец-Исраэль находилась буквально под носом у евреев, вышедших из Египта. Однако они предпочли остаться в пустыне.
  • 28 сивана сыны Израиля вышли из Хацерота и подошли к границе Святой Земли, в месте, называемом Кадеш-Барнеа или Ритма (Бемидбар 12:16, 33:18; Дварим 1:19; Седер олам раба 8). Там Моше обратился к народу: «Дошли вы до гор эмореев, которые Б-г отдает нам. Смотрите, дал вам Б-г страну эту — идите и овладейте ею, как говорил вам Б-г. Не бойтесь и не страшитесь»! Но сыны Израиля приблизились к нему и сказали: «Пошлем людей перед собой, чтобы разведали нам страну и рассказали о дороге, по которой нам идти, и о городах, в которые нам вступать» (Дварим 1:20-22). Моше обратился за советом к Всевышнему и получил разрешение. Причем Б-г повелел, чтобы Моше отправил в землю Кнаан двенадцать вождей колен, среди которых были его ближайший ученик Йеошуа бин Нун и муж Мирьям — Калев бен Йефунэ (Бемидбар 13:1—16, Раши; Бемидбар раба 16:5).
  • 29 сивана разведчики отправились в путь, а возвратились через сорок дней, вечером 9 ава, принеся с собой из Кнаана плоды огромного размера: гранаты, смоквы и гроздь винограда (Бемидбар 13:17—26; Дварим 1:23—25; Седер олам раба 8; Таанит 29а; Седер адорот). Они сообщили Моше и собравшемуся вокруг него народу, что земля, действительно, благодатна, «течет молоком и медом», но города хорошо укреплены и обитатели страны сильны. А Калев успокоил народ: «Мы взойдем и наверняка овладеем страной, ибо это в наших силах!» Однако другие разведчики возразили: «Мы не можем идти против того народа, ибо он сильнее нас» (Бемидбар 13:27—31).

Наступившей ночью все разведчики, кроме Йеошуа и Калева, ходили по шатрам и запугивали сынов Израиля могуществом и силой обитателей Кнаана. Всю ночь люди плакали в шатрах, а наутро пришли к Моше и Аарону, говоря: «Лучше бы мы умерли в Египте или в этой пустыне! Зачем Б-г ведет нас в эту страну? Чтобы мы пали от меча?! Чтобы наши жены и малые дети стали добычей?! Не лучше ли нам вернуться в Египет?!» И раздались голоса: «Назначим себе нового вождя и возвратимся в Египет!» (там же 13:32—14:4). Сыны Израиля решили назначить вместо Моше Датана, которого Моше когда-то спас от рук египетского надсмотрщика, а вместо Аарона — родственника Датана, Авирама (Шохер тов 106:5). Эти двое постоянно противостояли Моше еще со времени исхода, а теперь, воспользовавшись благоприятной ситуацией, попытались захватить власть и возвратить народ обратно в Египет (Маараль из Праги, Хидушей агадот, Санхедрин 110а, Гвурот Ашем 19).

Моше и Аарон пали ниц перед народом, умоляя: «Братья, одумайтесь, не совершайте такого зла!» (там же 14:5, Рамбан). А Йеошуа и Калев разорвали свои одежды, сказав: «Страна, которую мы прошли, очень и очень хороша! Если благоволит к нам Б-г, то Он приведет нас в эту страну, которая течет молоком и медом, и отдаст ее нам. Не восставайте же против Б-га и не бойтесь того народа, ведь ушло их благословение, а с нами Б-г! Не бойтесь их!» И когда народ попытался забросать Йеошуа и Калева камнями, Б-г открылся Моше, сказав: «До каких пор будет гневить Меня этот народ и до каких пор не поверят они в Меня — при всех знамениях, которые Я совершил среди них?! Поражу его мором и уничтожу его, а от тебя произведу народ достойнее и многочисленнее его!» Но Моше сразу возразил: «И скажут народы, которые слышали о Твоей славе: из-за того, что нет у Б-га сил привести этот народ в страну, которую Он обещал им, погубил Он их в пустыне. …Прости же вину этого народа по великой милости Твоей, как Ты прощал их от Египта и доныне». «Простил Я по твоему слову», — ответил Б-г. Но Он вынес решение, что это поколение не войдет в страну Кнаан, а будет скитаться по пустыне в течение сорока лет, пока не умрут все, кому больше двадцати лет, — а новое поколение войдет в страну (там же 14:6—35). «Ты тоже не войдешь туда, — добавил Творец. — Йеошуа бин Нун войдет туда, и он передаст землю сынам Израиля» (Дварим 1:37—38). Моше сообщил народу решение Б-га, и народ опечалился (Бемидбар 14:39).

А на рассвете 10 ава сыны Израиля все же решили вступить в Кнаан, говоря: «Мы готовы взойти на место, о котором говорил Б-г, ибо мы понимаем, что согрешили». Но Моше попытался их остановить: «Зачем вы нарушаете повеление Б-га?! Ведь не удастся вам это! Не ходите, ибо нет Б-га среди вас, — …вы падете от меча, потому что отвратились от Б-га» (там же 14:40-43). Сыны Израиля дерзко взошли на гору, где жили кнаанцы, а Моше остался в стане с ковчегом, в котором были скрижали. Евреи были разбиты и бежали к стану (там же 14:40-45; Дварим 1:41—45).

Вскоре после этих событий один из вождей левитов Корах поднял мятеж против Моше и Аарона (Седер олам раба 8; Рашбам, Бава батра 119а; Седер адорот). Для этого был выбран момент, когда на душе у сынов Израиля было горько, и люди думали, что все несчастья пришли к ним из-за Моше. Поэтому мятежники полагали, что народ их поддержит (Рамбан, Бемидбар 16:1—3). Корах и его двести пятьдесят ближайших сторонников окружили Моше и Аарона, упрекая их: «Полно вам — слишком много власти и почета вы себе взяли! Но ведь все сыны Израиля святы, и среди них — Б-г! Так почему же вы возноситесь над народом Б-га?!» (Бемидбар 16:2—3, Раши).

Корах попытался доказать свою правоту наглядно: он нарядил всех своих сподвижников в накидки из голубой шерсти и спросил у Моше: «Разве обязаны делать кисти-цицит на одежде, которая вся соткана из голубой шерсти?». Моше ответил: «Обязаны». Тогда сподвижники Кораха с усмешкой возразили: «Может ли быть, что одной голубой нити, вплетенной в талит, достаточно, а когда весь талит соткан из голубой шерсти — этого недостаточно?!» А сам Корах задал Моше еще один вопрос: «Если дом полон святых книг, обязаны ли укреплять на входе мезузу?» Моше ответил: «Обязаны». А Корах возразил: «Разве может быть, что целого свитка Торы недостаточно, а двух маленьких отрывков, вложенных в мезузу, — достаточно?! Не может такого быть! Эти законы не были тебе заповеданы, но ты их выдумал сам!» (Бемидбар раба 18:3; Раши, Бемидбар 16:1). В вопросах Кораха заключался намек: как нет необходимости вплетать голубую нить в талит из голубой шерсти или укреплять мезузу у двери дома, полного святых книг, так и народу, в котором «все святы», не нужны для служения Б-гу посредники, вознесенные над остальными людьми (р. Бехайе,Бемидбар 16:1; Маарзо, Бемидбар раба 18:3).

Еще одним поводом для всеобщего брожения послужило то, что многие из сынов Израиля ревновали к Моше своих жен (Таргум Йонатан, Бемидбар 16:4; Санхедрин 110а; Моэд катан 18б). Ведь евреи знали, что он отдалился от жены, и злые языки говорили, что человек из плоти и крови не может жить совсем без женщины (Маарша, Санхедрин 110а). А некоторые предполагали, что Моше ставил свой шатер вне стана именно для того, чтобы уединяться там с женщинами (Риф, Эйн Яаков, Санхедрин 110а). Люди сетовали, что, если Моше уединяется с чьей-либо женой, то ее даже невозможно проверить горькой водой как соту, потому что Моше сделал первосвященником своего брата, который, конечно, покроет его грехи (Анаф Йосеф, Эйн Яаков,Санхедрин 110а). И Корах сказал Моше: «Тот, кто стремится к власти над мужами, в конце концов потребует власти и над их женами» (Кли якар,Бемидбар 16:4). Услышав эти обвинения, Моше упал ниц — от стыда, что его подозревают в подобных грехах (Бемидбар 16:4; Санхедрин 110а, Маарша).

Корах и его ближайшие сподвижники Датан и Авирам обвинили Моше также в том, будто он распределяет все важнейшие назначения по своему усмотрению. По их словам, он заменил первенцев левитами, чтобы оказать уважение своему колену, и семье своего деда Кеата дал самое почетное назначение — переносить Ковчег Завета и другие святыни. А право на святое служение в Шатре Откровения он передал Аарону и его сыновьям именно потому, что тот был его родным братом (р. Бехайе, Бемидбар 16:1). Ненавистники Моше подзуживали людей: «Он сам — царь, его брат — первосвященник, а племянники — коэны. Трума — коэнам, десятина — левитам, двадцать четыре вида приношений — коэнам». «Вы наложили на нас иго тяжелее, чем фараон в Египте, — сказал Корах. — Лучше нам быть под властью египтян, чем под вашей пятой». И мятежники потребовали сместить Моше (Бемидбар раба 18:4)

И тогда Моше предложил Кораху и его сообщникам испытание: на следующее утро они должны будут вместе с Аароном совершить воскурение благовоний — служение, которое обычно выполнял только первосвященник. «Завтра утром, — сказал мятежникам Моше, — Б-г известит, кто Его и кто свят, и кого Он изберет, того приблизит к себе» (Бемидбар 16:5—11, 16—17). Моше отложил испытание на утро, потому что надеялся, что за ночь мятежники успокоятся и раскаются (Бемидбар раба 18:7).

Затем Моше направил посланцев к Датану и Авираму, чтобы пригласить их к себе и примириться с ними. Но они велели передать ему: «Не пойдем! Разве мало того, что ты вывел нас из Египта — страны, текущей молоком и медом, чтобы умертвить нас в пустыне?! Ты еще хочешь властвовать над нами как деспот! Да и в страну, текущую молоком и медом (т.е. в Кнаан) ты нас не привел и не дал нам по участку поля и винограднику. Неужели глаза людям выколешь, чтобы они не видели правду?! Не пойдем!» (Бемидбар 16:12—14, Раши).

Всю ночь Корах ходил от шатра к шатру, убеждая сынов Израиля: «Неужели вы думаете, что я забочусь о себе? Я забочусь обо всех вас, так как эти двое захватили всю власть над народом!» (Бемидбар раба 18:10; Раши, Бемидбар 16:19). И наутро он поднял против Моше всю общину Израиля (Бемидбар 16:19) — в том числе всех вождей народа Израиля и всех старейшин (Мидраш Танхума, Корах 1). И тогда Всевышний сказал Моше и Аарону: «Отделитесь от этой общины, и Я вмиг их уничтожу». Но Моше и Аарон пали ниц, говоря: «Всесильный! …Один человек согрешил, а Ты гневаешься на всю общину?!» В ответ Б-г повелел Моше, чтобы народ отступился от жилищ Кораха, Датана и Авирама. Моше передал сынам Израиля повеление Б-га, добавив: «Теперь вы узнаете, что Б-г послал меня совершать все эти дела и что я не действовал по своему разумению. Если они умрут, как умирает всякий человек, …значит, не посылал меня Б-г! Но если Б-г создаст нечто совершенно новое и земля распахнет свою пасть и поглотит их со всем, что им принадлежит, и они сойдут заживо в преисподнюю, — тогда вы узнаете, что эти люди презрели Б-га». И как только Моше закончил говорить, земля разверзлась под ногами вождей мятежников и поглотила их. И вышел огонь от Б-га и пожрал двести пятьдесят сообщников Кораха, приносящих воскурение перед Шатром Откровения (Бемидбар 16:20-35).

А на следующий день сыны Израиля вновь возроптали на Моше и Аарона, утверждая: «Вы умертвили народ Б-га!» — их обвиняли в том, что они сознательно содействовали гибели двухсот пятидесяти вождей общины, предложив им воскурять благовония (там же 17:6, Рашбам и Рамбан). Люди говорили Моше и Аарону: «Разве гибель вождей доказывает, что Всевышним избрано колено Леви, а Аарон избран первосвященником? Может быть, вы сожгли приносящих воскурения силой своей молитвы или с помощью тайной мудрости, которая вам известна?!» (Ибн Эзра, Бемидбар 17:6).

И тогда Всевышний вновь повелел Моше и Аарону: «Отстранитесь от этого народа, и Я уничтожу его в одно мгновение». Аарон и Моше пали ниц перед Б-гом — а среди народа начался губительный мор. И Моше сказал Аарону: «Возьми совок и положи на него горящие угли с жертвенника, и положи благовония, и неси скорее к народу, чтобы искупить их, ибо изливается ярость Б-га» (Бемидбар 17:9—11). Однако Аарон боялся, что, если он станет воскурять благовония вне Шатра, то будет сожжен Небесным огнем, как сообщники Кораха. Но Моше приказал ему: «Быстро иди к народу и искупи его, ведь из-за того, что ты медлишь, умирают люди» (Ялкут Шимони, Цав 514). Положив в совок воскурения, Аарон побежал в гущу народа, встал между умершими и живыми — и мор прекратился (Бемидбар 17:12—13).

После мора, в котором погибло четырнадцать тысяч семьсот человек, Всевышний повелел совершить еще одно испытание. Каждый из вождей колен вручил Моше свой посох, и Аарон дал свой — от колена Леви. Моше положил все двенадцать посохов в Шатер Откровения, а на следующий день посох, на котором было начертано имя Аарона, покрылся почками, на нем расцвели цветы и созрели плоды миндаля (Бемидбар 17:16—24). Благодаря этому испытанию сыны Израиля убедились, что и Аарон, и всё колено Леви, действительно, избрано Б-гом для служения в Шатре Откровения (Рамбан, Бемидбар 17:6, 17:17). Согласно повелению Всевышнего, Моше положил посох Аарона на хранение в Шатер, перед Ковчегом Завета, — «в знамение строптивым сынам» (Бемидбар 17:25—26).

с разрешения издательства Швут Ами


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…