Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
После подсчета евреев Моше приказывает левитам собрать шатер и готовиться к походу. Моше обращается к Итро, но тот отказывается продолжить путь.

В первый день следующего месяца, ияра, Моше получил повеление вновь произвести подсчет сынов Израиля по их коленам. В тот же день Моше и Аарон призвали вождей колен и начали пересчет, завершив его 19 ияра (Бемидбар 1:1—46, 3:27—39; Ибн Эзра, Бемидбар 2:32; Ягельлибейну).

В ходе пересчета Моше расположил колено Леви станом вокруг Шатра Откровения, а все остальные колена разбили свои станы вокруг левитов (Бемидбар 1:52—54). Сам Моше поселился в стане левитов, к востоку от Шатра Откровения (там же 3:38; Санхедрин 42б).

На следующий день после завершения пересчета, 20 ияра 2449 года, поднялось облако Шехины, покрывавшее Шатер Откровения, и Моше приказал левитам собрать Шатер. Затем весь стан сынов Израиля отправился в путь вслед за облаком — после одиннадцати месяцев и двадцати дней пребывания у горы Синай (Бемидбар 10:11—12, Раши; Седер олам раба 8). Перед выходом Моше обратился к своему тестю Итро: «Мы идем в страну, которую Б-г обещал отдать нам. Пойдем с нами, и мы сделаем тебе благо». Но Итро отказался, решив вернуться к себе в Мидьян, чтобы приблизить свой народ к вере в Б-га Израиля (Шмот 18:27; Бемидбар 10:29—32, Раши; Мехильта, Итро 1:2; Ягель либейну).

  • 21 ияра, после первого перехода, облако Шехины опустилось в пустыне Паран (Бемидбар 10:12, 33:16; Раши, Бемидбар 10:33; Ягель либейну). Еще по дороге народ начал роптать на Б-га, жалуясь на усталость (Бемидбар 11:1, Раши). Вместо того чтобы возблагодарить Творца за все благо, которое Он для них сделал, они сетовали на свою участь, как люди, которых заставляют и принуждают: «Как нам быть?! Как мы сможем выжить в этой пустыне?! Что мы будем есть и пить? Как мы сможем выдержать такой тяжелый путь и когда сумеем отсюда выбраться?» (Рамбан, Бемидбар 11:1). И вышел огонь от Б-га, пожрав край стана. Люди возопили к Моше, и благодаря его молитве огонь стих (Бемидбар 11:2).

Но сыны Израиля, подстрекаемые иноплеменниками, которых Моше вывел из Египта вопреки воле Б-га, вновь стали жаловаться, плача и причитая: «Кто накормит нас мясом?… Душа наша иссохла, перед нашими глазами нет ничего, кроме этого мана» (там же 11:4—6). И хотя с ними были многочисленные стада (см. Шмот 12:38, Бемидбар 32:1), а ман полностью насыщал весь народ, эти люди искали лишь придирок, чтобы поднять мятеж против Б-га (Раши, Бемидбар 11:4). Почувствовав, что гнев Б-га снова возгорается на евреев, Моше взмолился: «Зачем Ты сделал зло Своему рабу, …что возлагаешь на меня бремя всего этого народа?! Разве я носил его в чреве или родил его, что Ты говоришь мне: Неси его, как носит нянька ребенка, в страну, которую Ты поклялся отдать его праотцам! …Не могу я один нести весь этот народ, ибо слишком тяжело это для меня. Если так Ты поступаешь со мной, то лучше умертви меня, …чтобы мне не видеть своей беды!» (Бемидбар 11:10-15).

Тогда Б-г повелел Моше собрать у Шатра Откровения семьдесят старейшин Израиля. И там Б-г наделил их духом пророчества, чтобы они несли груз управления народом вместе с Моше (Бемидбар 11:16—17, 24—25). В этот момент к Шатру прибежал сын Моше Гершом, который сообщил, что двое из старейшин Эльдад (см.) и Мейдад (см.), не пришедшие к Шатру Откровения, начали пророчествовать прямо в стане (Бемидбар 11:26—27, Раши). Они говорили: «Моше умрет, а Йеошуа введет народ в землю» (Санхедрин 17а; Раши, Бемидбар 11:28) — как только Моше отказался от полной ответственности за народ Израиля, сразу же последовало пророчество о том, что не он введет народ на Святую Землю (Кен Тора 1:2). Тогда верный ученик Йеошуа бин Нун попросил его: «Господин мой, Моше, останови их!» Но Моше ответил: «Не ревнуешь ли ты за меня?! Пусть бы весь народ стал пророками, чтобы Б-г осенил их Своим духом!» (Бемидбар 11:28—29).

В тот же день сильный ветер с моря принес огромные стаи обессиленных перелетом перепелов, которые упали на землю, покрыв стан на толщину около двух локтей. Люди собирали их и ели — и еще было мясо на зубах их, как в стане начался мор. Это место назвали Киврот-Атаава («Могилы Прихотей»), так как там погибли роптавшие на Б-га и на Моше (Бемидбар 11:31—34, Рамбан 11:23).

Пробыв в Киврот-Атаава тридцать дней, сыны Израиля тронулись в путь и 22 сивана сделали следующую стоянку в Хацероте, также расположенном в пустыне Паран (Бемидбар 11:35; Седер олам раба 8; Таанит 29а; Сефер аяшар, Беаалотха). В тот же день Моше услышал, как его сестра Мирьям посетовала в разговоре с Аароном на то, что Моше отдалился от своей жены Ципоры (Сифри, Беаалотха 99—100; Раши, Бемидбар 12:1; Ор ахаим, Бемидбар 12:1). Ее слова были правдой: Моше, действительно, отделился от жены еще до Синайского откровения, когда Творец повелел всем сынам Израиля: «Будьте готовы к третьему дню, не приближайтесь к женщине» (Шмот 19:15). А затем Моше сделал для себя вывод: «Если уж всем было заповедано отдалиться от жен ради восприятия одного пророчества, данного в заранее определенное время, то тем более необходимо навсегда отдалиться от жены мне, с которым Б-г говорит постоянно, и днем, и ночью, не предупреждая заранее. И Творец одобрил его решение, повелев ему после Синайского откровения: “Иди, скажи им (т.е. сынам Израиля): Возвратитесь в свои шатры (т.е. к своим женам). Но ты останься со Мной” (Дварим 5:27—28; Шабат 87а, Раши; Авот дераби Натан 2:3; Шмот раба 19:3; Зоар 3, 261б)».

А Мирьям узнала об этом от самой Ципоры: обратив внимание на то, что та перестала носить украшения, Мирьям спросила ее о причине этого, и Ципора объяснила полунамеком (Сифри, Беаалотха 99). А когда Эльдад и Мейдад начали пророчествовать прямо в стане, Ципора, стоявшая рядом с Мирьям, с горечью прошептала: «Несчастны их жены! Теперь, когда они стали пророками, они отдалятся от своих жен, как Моше — от меня» (Танхума, Цав 13; Раши, Бемидбар 12:1). И Мирьям решила, что Моше отдалился от жены из гордыни, считая себя чересчур святым, чтобы оскверняться близостью с женщиной (Ибн Эзра и Рашбам, Бемидбар 12:2). Поэтому она умышленно заговорила об этом в присутствии Моше, чтобы наставить своего младшего брата на верный путь, — и хотя она обращалась только к Аарону, но говорила так, чтобы и Моше слышал (Ор ахаим, Бемидбар 12:1). Мирьям возмущенно воскликнула: «Разве только с Моше говорил Б-г?! Ведь и со мной говорил Б-г, а я не отдалилась от своего мужа!» «И со мной тоже говорил Б-г, — поддержал ее Аарон, — И я тоже не отдаляюсь от жены. Да и с нашими праотцами Он говорил, и они не отдалялись от своих жен!» (Бемидбар 12:2; Авот дераби Натан 9:2). Но Моше из скромности не стал возражать сестре и брату (Рамбан и Ор ахаим, Бемидбар 12:3). В этот момент Б-г внезапно обратился к Аарону и Мирьям, но они не смогли воспринять пророчество, потому что каждый из них был ритуально нечистым после супружеской близости, — и им пришлось искать воду для омовения. Так Всевышний дал им понять, что Моше поступил верно, поскольку он всегда должен был пребывать в состоянии чистоты (Бемидбар 12:4, Раши). И как только Аарон и Мирьям очистились для восприятия пророчества, Творец сказал им: «Если и есть между вами пророк Б-га, то Я в видении открываюсь ему, в сновидении говорю с ним. Не так с Моим рабом Моше: …из уст в уста Я говорю с ним, и явно, а не загадками. …Как же вы не побоялись осуждать Моего раба Моше?!» А когда пророчество завершилось, Мирьям покрылась белыми язвами цараат, ставшими наказанием за злоречие (Бемидбар 12:6—10; Авот дераби Натан 9:2). Да и Аарон понял, что тоже был достоин этого наказания, так как не остановил сестру, а, наоборот, поддерживал разговор (Авот дераби Натан 9:2). И он обратился к Моше: «Мой господин, не сочти нам за грех, что мы глупо поступили и согрешили», — и попросил молиться за исцеление сестры. Семь дней, до 28 сивана, Мирьям находилась вне стана, а затем, отвечая на молитву Моше, Творец ее исцелил (Бемидбар 12:11—15; Седер олам раба 8; Ягель либейну).

с разрешения издательства Швут Ами


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…