«Доставь мне случай в этот день» (24:12). Двести лет назад жил раби Иссахар Дов — «святой старец» из Радошиц, прослывший известным чудотворцем. В юности он трудился над Торой в нищете, и у него в буквальном смысле не было ничего, кроме «четырех локтей закона».
Однажды к нему в город приехал друг, с которым они вместе учились у Магида из Кожниц. Дочь того человека уже готовилась выходить замуж, и нужно было собрать большое приданное. Его учитель дал ему рекомендательное письмо, и он объезжал города и просил помощи у друзей, чтобы собрать деньги. Теперь с такой же просьбой он обратился к раби Иссахару Дову.
Если бы у раби было, чем помочь, он бы с радостью, но он знал, что не пригоден для такой задачи: «Я бедный и нищий, и все это знают. Если пойду собирать деньги, мне дадут копейки. Иди к такому-то, он богат и одарит тебя щедрой рукой».
Его друг не обиделся из-за отказа. Он лишь равнодушно пожал плечами и произнес: «Видимо, ты не отмечен в записке Всевышнего». Эти слова запали в сердце раби Иссахару. Что еще за записка? Он выбежал из дома, догнал своего друга и стал задавать ему вопросы. А тот ответил: «Все очень просто. Когда я обратился к моему учителю, он сказал: “Я дам тебе рекомендацию. И в каждом месте, куда ты придешь, найдется тот, кто будет собирать для тебя деньги. Он удостоится выполнить заповедь, а ты получишь необходимую сумму. Не тревожься, в записке у Всевышнего подробно написано, кто тебе поможет и сколько денег соберет. Добрые дела совершаются в мире через праведников”.
И когда я приехал в этот город, то подумал: кто же еще может быть праведником, как не мой друг Иссахар Дов? Теперь же, когда ты отказался, я не обиделся на тебя. Просто теперь я понимаю, что в записке Всевышнего упомянут не ты, а кто-то другой».
Раби Иссахар взволновался и не мог все так оставить: «Сколько тебе нужно денег?»
«Четыреста золотых», — ответил его друг.
Взял раби Иссахар рекомендательное письмо и отправился на рынок. Ему навстречу шел торговец, и раби показал ему письмо. «Ты как раз вовремя, — воскликнул торговец, — Я только что провернул сделку на 4000 золотых. Вот и отдам тебе десятину». Четыреста золотых, как и требовалось, — подытожил раби Иссахар Дов, — значит, все-таки это я был отмечен в записке Всевышнего и едва не потерял заповедь…
Это действительная история. Но главный ее принцип написан в Торе уже давно. Это отмечает автор комментария «Ор а-Хаим». Когда Элиэзер, раб Авраама, молился, о чем он просил? «Б-г Всесильный господина моего Авраама, доставь мне случай в этот день». «Элиэзер был уверен в своем господине, что молитва его принята, а сам молился о том, чтобы быть достойным посредником, через которого это дело осуществится». Ицхак непременно найдет себе подходящую жену, — думал он, — но хорошо бы, чтобы это произошло благодаря мне. Чтобы я был отмечен в записке Всевышнего.
Все это относится и к нам как в целом, так и в частности. Мы живем в судьбоносное время, когда Всевышний обращает сердца детей к отцам, к наследию предков, и побуждает нас искать Его. Массы народа возвращаются к вере, от которой зависит избавление. Как было бы хорошо каждому из нас удостоиться стать инструментом Творца в этом важном деле, оказаться отмеченным в Его записке, чтобы ускорить приход избавления! (Майян а-Шавуа).
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.