Темы: Воспитание детей, Ципора Харитан, Отчуждение, Детский сад, Дошкольники, Отношения со сверстниками
Добрый день, уважаемая Ципора! Я в последнее время стала замечать, что мой ребенок перестал разговаривать со взрослыми (исключение — я, муж и воспитатели), с детьми он знакомится и общается. Единственный ребенок в семье, ему почти 4. Всегда был очень общительный, с рождения шел ко всем на руки. Первый случай, когда не хотел идти к кому-то, был, когда я уезжала в командировку за границу, и большую часть времени он был в одной семье, потом он их боялся и не хотел идти. Потом прошло. Затем была неудачная метапелет (няня) где-то месяц. Тоже со временем прошло. Сейчас обратила внимание на необычное поведение на месибат ханука (утреннике, посвященном Хануке). Почти все дети принимали участие, а мой ребенок держался за меня, и только в конце произошел сдвиг. На месибат сиюм (выпускной утренник) в прошлом году он был единственным, кто принимал участие во всем. Сегодня мы были у детского врача, сын ни разу не улыбнулся и не вымолвил ни слова. Вчера его 3 человека спросили, как его зовут, сколько ему лет, а ответ он не вымолвил ни слова. Начала вспоминать — и это уже давно он перестал разговаривать со взрослыми. В садике воспитатель говорит, что он играется со всеми детками, хотя на протяжении месяца говорил, что у него только один друг. После или во время рикуза (занятий с воспитателем) всегда что-то рассказывает. Дома его поведение не думаю, что изменилось, поэтому и обратила внимание на поведение вовне только сейчас. Не знаю, имеет ли это отношение к делу, но он очень хочет играть с мальчиком, который периодически его бьет, то же самое было и в прошлом году. В чем может быть причина такого поведения? Надо ли обратиться за профессиональной помощью, чтоб найти проблему, или это норма и пройдет? На что еще следует обратить внимание? Большое спасибо за ответ. N.
Уважаемая N.,
Очень многие дети не любят вступать в контакты с взрослыми, т.к. это требует вести беседу по определенным правилам, которые детям совершенно не интересны. Если ребёнок нормально разговаривает со сверстниками, родителями и воспитательницей в детском саду, то поведение его — нормативное и не стоит на него давить, т.к. тогда он почувствует, что Вас это беспокоит, и может молчать уже просто для привлечения Вашего внимания. Взрослым, которым он не отвечает, можно сказать, что «наш мальчик стесняется», и ответить вместо него так, чтобы он слышал ответ. Но не превращать это в какую-то особую тему.
Можно попробовать домашнюю игровую терапию, т.е. взять пару кукол и разыграть сцену встречи мишки или зайчика с доктором. Как мишка и зайчик отвечают, почему им не хочется разговаривать с доктором и т.д. Возможно, в игровой форме ребёнку легче будет открыться. Но, в принципе, я бы спокойно подождала, потому что часто такая детская застенчивость сама проходит где-то ко времени поступления в школу.
Что касается того, что он хочет играть с мальчиком, который его периодически бьёт, то надеюсь, что у них есть не только драки, но и интересные игры, ради которых ребёнок готов платить обычную цену в детских ссорах. Если же игра, не дай Б-г, заключается только в том, что его бьют и пинают, то тогда бы я действительно посоветовалась с профессионалом. Но не думаю, что он переносит на взрослых свои отношения с этим мальчиком.
Если же Вы увидите, что застенчивость и замкнутость не уменьшаются, а увеличиваются, и он меньше контактирует и со сверстниками и уходит в себя, тогда тоже нужен будет профессиональный совет. Но на сегодняшний день, по Вашему письму, состояние — нормативное. И многие дети, которые были «звёздами» на утренниках в младших группах, когда подрастают, начинают стесняться, бояться сделать что-то неправильно и предпочитают безопасно сидеть возле мамы. Поэтому пока что просто следите и дальше за его развитием. И пока нет нужды в каких-то особых мерах.
Желаю Вам видеть от него много радости.
С уважением, Ципора Харитан
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.