Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Бина — самостоятельное понимание на основе выученного. Бина сохраняет хохму (мудрость) в человеке.

 

«А после нее идет бина, — ведь после получения законов мудрости от Б-га обладатель бины (понимания), то есть способный выводить одно из другого, сможет поразмыслить над полученной мудростью, понять ее смыслы и вывести одно постижение из другого» (Мальбим).

«Бина — самостоятельное понимание на основе выученного» (Раши). Ученик воспринимает мудрость. Он размышляет над сутью вещей, открывшихся ему. Слово бина происходит от бейн, внутри, — глубокое проникновение в суть идеи. Определение ее границ и называние имени ее содержанию. Ее контекст и соотношения, выводы из нее: что можно построить на ней, и какое новое знание вывести. В чем она противоречит другим идеям. Бина — это восприятие содержания и смысла.

Бина есть инструмент, посредством которого человек воспринимает мудрость. Подобно дому (буква бетбайтбина), который является орудием для хранения его внутреннего содержания посредством ограничения и установки ограды.

Бина сохраняет хохму (мудрость) в человеке. Она приправляет ее, подобно соли, делающей съедобным мясо. Понимание смысла идеи позволяет ей остаться и крепко засесть в сознании человека.

Тора называется бина

«У меня совет и мудрость; я разум, у меня сила» (Притчи 8:14). Сила восприятия Торы — это бина: «Даже если человек читает Писания, и повторяет Мишну, законы, агаду, и все порядки сотворения, но нет у него понимания (бины) — его Тора ничего не стоит» (Мидраш букв раби Акивы).

Бина — основа Устной Торы

Маараль (Дерех Хаим, там же) объясняет установку «воспитывайте много учеников» в свете понятия бина. Речь идет о преумножении различных мнений, подходов, возможностей и путей, — ведь у каждого человека — свое понимание. Отсюда рождаются открытия в Торе в каждом поколении, в этом тайна преумножения Устной Торы.

«Слова мудрецов — подобны стрекалам и вбитым гвоздям, собирателям даны от Единого Пастыря» (Коэлет 12:11). «Как гвозди: бывает недостает гвоздя, но не бывает лишнего, — так и слова Торы: их может недоставать, но не может быть лишних». «Собиратели» — это мудрецы, которые собираются группами (и обсуждают различные предметы).

Одни объявляют нечто нечистым, а другие — чистым; одни объявляют его запрещенным, а другие — разрешенным; одни объявляют его некошерным, а другие — кошерным. Возможно, человек скажет: «Но если эти объявляют нечистым, а эти — чистым, эти запрещают, а эти разрешают, эти считают некошерным, а эти кошерным, — как я теперь смогу изучать Тору?!» На это отвечает стих «Даны от одного пастыря». Все (эти слова) дал один Б-г, произнес один Властитель, (они изошли) из уст Господина всех деяний, согласно сказанному (Шмот 20:1): «И произнес Г-сподь все эти слова, говоря…» И ты тоже, преклони ухо, внимательно прислушивайся и приобрети себе понимающее сердце, чтобы слушать слова объявляющих нечистым и объявляющих чистым…» (Хагига 3). В этом тайна преумножения Устной Торы.

Бина: восприятие уха, постижение смысла

И потому необходимо понимающее сердце, восприятие ухом, слышащим смысл и внутреннее содержание идей: постижение сути. «Ухо свое сделаешь внимательным к мудрости, наклонишь свое сердце к разумению. Если призовешь понимание (бина) и глас свой подымешь (взывая) к разумению» (Притчи 2:2). «Бина — это понимание некоторой новой идеи на основе похожей на нее идеи. А чтобы понять одно из другого, нужно произнести это. Потому что она включается в мудрость со всеми частностями и подробностями, а посредством чтения детали и подробности раскроются. Поэтому через произнесение человек поймет одну мудрость из другой. Потому сказано: “Если призовешь понимание”. Речь, чтение есть часть понятия слышания. Речь ограничивает, определяет, конкретизирует и детализирует постижение мудрости, так что она может быть воспринята ухом, способным слышать и понимать.

Десятисловие — Тора, называемая бина

Тора — это раскрытие внутреннего содержания, смысла Десяти речений, которыми сотворен мир. Израиль слышал Десятисловие и принял Тору, и с тех пор она “не на небе”, а у принявших ее. Тора принадлежит мудрецу, это “его Тора”. “Если скажет тебе человек: есть мудрость у народов — верь; если скажет: есть Тора у народов — не верь”. Ведь они не приняли Тору, нет у них постижения смысла мироздания, его внутреннего содержания. Соответственно, и восприятие мудрости мира недостаточно и ущербно, внешне и поверхностно. “Наши мудрецы, когда говорили о природных законах, имели в виду их внутренний смысл, ведь в этом знание Торы, объемлющей все премудрости, но все — во внутреннем аспекте, а не во внешнем” (Рамхаль).

Тора раскрывает смысл объектов в мире: разрешены они или запрещены, святы или профанны. Раскрывает корень и цель всех сотворенных: от самых высших до простых материальных. Слово Б-га — это внутреннее содержание всех вещей в мироздании. А Тора есть раскрытие этих слов.

 


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…