Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Смысл акта молитвы — предстать перед Царем, как объясняет Рамбам: «Каков внутренний настрой молящегося? Он должен освободить свое сердце от всех мыслей и представить себе, как будто он стоит перед Б-гом»

Значения слова тфила

В самом начале нашего обсуждения, зададим самый базисный вопрос по поводу молитвы: «Если человек заслуживает того, чтобы получить вещь, о которой он молится, то почему Всевышний не даст ему ее без молитвы? А если ему не полагается, то даже если будет молиться и просить, — неужели из-за молитвы даст ему?» — сформулировал Маараль (Нетив аАвода 2).

После того, как мы проясним значения слова тфила (молитва) и поймем суть молитвы, мы сможем узнать ответ на этот вопрос.

Значение первое: молитва — суд

«И написал мудрец р. Давид Кимхи, что мольба и просьба называются תפילה (молитва) от корня פליליה (как сказано в книге пророка Йешаяу: פקו פליליה — споткнулись на суде). Значение корня פלל — суд. Молящийся просит у Всевышнего, чтобы Тот судил его милостиво и не обращал внимания на злые дела, ибо справедливо будет оставить грехи человека и не вспоминать их ему. Как сказал пророк (Ирмеяу 10:24): “Покарай меня, Г-споди, но по суду; не гневом Твоим, чтобы Ты не убавил меня” (Абудрахам, Порядок будничных молитв).»

На первый взгляд, мысль неожиданная и даже вызывающая немалое душевное смятение. Сущность молитвы — это суд, и молящийся предстает перед судебным разбирательством? Ведь в Талмуде молитва называется рахами (милосердие), и в этом ее сущность, на которую мы все полагаемся и надеемся: пробудить милосердие, милость и прощение от Всевышнего. В этом ее сила —противостоять качеству Суда, чтобы отменить суровый приговор.

И действительно, цель и конечный результат молитвы — это милосердие, но сам процесс молитвы, служение молитвой, относится к божественному качеству Суда.

Страх представшего перед царем

Смысл акта молитвы — предстать перед Царем, как объясняет Рамбам: «Каков внутренний настрой молящегося? Он должен освободить свое сердце от всех мыслей и представить себе, как будто он стоит перед Б-гом» (Законы молитвы 4:16). Раби Хаим из Бриска объясняет, что данный внутренний настрой является частью самого акта молитвы, и в его отсутствие молитва не состоялась.

Такая ситуация требует страха и трепета, ведь молящийся стоит перед Господином всего сущего. И так объясняет Виленский Гаон: «Шма следует произносить с любовью, а молитву [Шмонэ эсрэ] — со страхом, и в этом смысл “сопряжения геулы и молитвы [Шмонэ эсрэ]”: соединить любовь и страх, сочетая, таким образом, Четырехбуквенное Имя и имя Господства (Адо-ной) в одно имя» (Совершенная мера 9).

«Представить себе, как будто он стоит…» Такое представление порождает трепет. «Слово יראה (трепет) состоит из тех же букв, что и ראיה (ви́дение), ибо ви́дение приводит к трепету» (р. Цадок аКоэн). Цель такого внутреннего намерения — полное признание присутствия Б-га, живое ощущение Его: «Возвышенное служение в молитве — представлять вживую, как Всевышний слышит слова наших уст и внимает мыслям нашего сердца» (Хазон Иш). Трепет, рождающийся в душе молящегося вследствие такого представления, и есть цель всего настроя молящегося «предстоять перед Царем». «Ибо трепет достигает самого Божественного, ведь перевод слова “Божественное” на арамейский язык — дахала, слово, обозначающее страх» (Маараль, Натив Иръат аШем 1).

И сама молитва называется «трепетом», как толковали мудрецы стих Псалмов (74): «Будут трепетать пред Тобой с (восходом) солнца», обсуждая обязанность молиться днем (Брахот 9).

Трепет относится к столпу божественного Суда.

Призывая к ответу качество Суда

«Поскольку никогда не молился человек Всевышнему, чтобы дал Он ему благо или спас от зла, прежде чем поверил он во все чудеса. Ибо при изменении природы мира все происходит, а не иным образом. А в этих (постоянных чудесах) нет общеизвестного изменения, ибо они — скрытые чудеса» (Рамбан в толковании Торат аШем Тмима).

Всякая молитва — это просьба о чуде. Встать на молитву — это восстать против природы вещей, против того управления, которое Всевышний заложил в мир при его сотворении. Корень этого управления — в имени Элоким, качестве Суда.

Молящийся просит Творца «рассудить между ним и природой, своим злым роком, — противоположной стороной» (Молитвенник автора аКтав веаКабала). Для этого нужны заслуги, необходима сила молитвы, чтобы остановить природную систему, созданную по воле Творца, и прорвать ее с помощью чуда. Молящийся должен предстать перед судом, чтобы удостоиться ответа на свою молитву.

В этом и заключается действие молитвы: пробудить изобилие милосердия свыше и отменить суровый приговор.

«Не правят звезды Израилем» (Шабат 156). «Поскольку с помощью молитвы и заслуг обозначенное звездами может измениться к лучшему» (Раши). «Объяснили здесь нам истинные мудрецы, что молитва отменяет то, что установлено в астрологической системе» (Рабейну Бехайе).

С высоты этого понимания, мы попытаемся объяснить еще два значения слова тфила, которые являются продолжением данного вопроса.


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…