Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы

Содержание раздела

В предыдущем разделе Кдошим Тора призывала евреев быть святым народом и сформулировала заповеди, помогающие достигнуть этой цели. Теперь она предъявляет еще более строгие требования коэнам, служителям Храма. Для поддержания ритуальной чистоты коэнам запрещено касаться трупов, присутствовать на похоронах. Они могут хоронить только ближайших родственников семи категорий: отца, мать, жену, сына, дочь, брата и незамужнюю сестру. Для первосвященника не делается даже это исключение. Коэны ограничены также в выборе жены. Народ обязан их почитать. Перечисляются физические изъяны, которые лишают коэна права участвовать в храмовой службе. Труму, часть урожая, предназначенную для коэна, могут есть только он и члены его семьи. Для жертвоприношения в Храме подходит лишь то животное, которому минуло восемь дней от рождения и которое лишено физических пороков. Евреям заповедано освящать Имя Б-га (кидуш Ашем) своим образцовым поведением и готовностью к самопожертвованию. В первую очередь им надо избегать трех самых тяжких преступлений: кровопролития, разврата и идолопоклонства. Тора кратко описывает еврейские праздники и требует воздерживаться от определенных видов работ в эти дни. Нельзя также есть зерно нового урожая до приношения в Храм омера, меры ячменя. Описана подготовка масла для Меноры, храмового светильника, и порядок выпечки храмовых хлебов. В заключение рассказывается о человеке, казненном за оскорбление Имени Б-га.

Слушайся Сару, Абрам

Раввин, к которому я обратился по сложному личному делу, поинтересовался: "Что думает об этом твоя жена? Спроси ее мнение". – "И сделай наоборот", – продолжил я в духе известной совковой мудрости, но тут же натолкнулся на осуждающий взгляд: "То есть, как это – наоборот?!"

Каждый здравомыслящий человек, не обремененный религиозными предрассудками, твердо знает, что иудаизм обращается с женщинами как с существами второго сорта. Им, например, не позволяют выполнять многие заповеди, чтобы закабалить их домашней работой и уходом за детьми. Некоторые из этих мицвот приведены в сегодняшнем разделе: только мужчинам заповедано приносить праздничные жертвоприношения, возносить четыре вида растений в Суккот и сидеть в шалаше (сукке).

Что ж, женщины действительно не равны с мужчинами: иудаизм ставит их выше. Во многих отношениях они – привилегированное сословие. Взять хотя бы порядок Сотворения мира – от простого к сложному. Человек – венец Творения. Но что, вернее, кто был создан последним? Женщина. Она была сотворена после мужчины, и из него. Адама Б-г "слепил" из праха земного, а Хаву "измудрил" из мужниной плоти. Наверное, поэтому мужчины так примитивны и мягкотелы, чаще идут на поводу у своих животных инстинктов, легче впадают в уныние. Зато женщина – кремень: она же из ребра, прочной кости. "Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет...". Конфликтовать с женой все равно, что плевать против ветра: себе дороже.

Хорошо, но если женщины духовно сильнее и совершеннее мужчин, почему им не положено выполнять заповеди, относящиеся к определенному времени, например, сидеть в сукке?

Б-г дал три праздника, описанные в сегодняшнем разделе, Песах, Шавуот и Суккот, праотцам еврейского народа – соответственно Аврааму, Ицхаку и Яакову, а Рош ходеш, новомесячье, первый день каждого из двенадцати месяцев, который раньше тоже считался праздником, получили двенадцать колен Израиля.

Мужчины израильских колен лишились этого праздника после греха поклонения золотому тельцу, и Рош ходеш остался только еврейским женщинам. Почему именно женщинам?

Потому что, когда мужчины потребовали у своих жен украшения для изготовления золотого тельца, те резонно возразили: "Неужели вы думаете, что бессильный идол спасет вас?" Жены отказались пожертвовать украшения, и мужья, охваченные языческим угаром, прибегли к грубой физической силе и конфисковали ювелирное золото.

Поскольку женщины не участвовали в поклонении тельцу, Всевышний вознаградил их праздником Рош ходеш, освободив от повседневной работы в этот день.

Но какая здесь связь с суккой? Для сохранения своего духовного здоровья человек должен регулярно выходить на связь с истинной реальностью, подзаряжать свои духовные аккумуляторы. Иначе ему не хватит энергии, и его, беспомощного, затянет водоворот физического бытия, мира иллюзий. Существуют две реальности – реальность времени и реальность пространства. Мы соединяемся с реальностью времени, выполняя заповеди, регламентированные по часам, дням и временам года.

Мужчина должен молиться трижды в день в предписанное время. Он должен носить цицит и накладывать тфилин на лоб и руку. Эти и другие периодические мицвот необходимы ему для ориентации во времени. Дело вовсе не в том, что женщина не обязана сидеть в сукке. Сукка ей просто не требуется. У нее есть своя встроенная "сукка". И встроенные "цицит", и встроенные "тфилин". Женщина более восприимчива к духовным сферам; она в них лучше ориентируется, поэтому ей гораздо реже, чем мужчине, требуется "подзарядка" для выхода на связь с Истинной реальностью.

Сказал Б-г Аврааму, родоначальнику многих народов, гению и пророку: "Слушайся всего, что скажет тебе Сара" (Берешит 21:12) и делай так, как она велит. Не наоборот.

"Он же сын египтянина"

Заключительный эпизод с человеком, казненным за оскорбление Имени Б-га, кажется на первый взгляд случайным, не связанным с темой раздела. Но такая связь все же есть. В философском смысле речь идет о том, что ритуальная сторона иудаизма не должна заслонять ее социальный императив. Цель Торы – создать такое общество, которое будет стремиться к совершенству как в межличностных отношениях, так и в отношениях с Б-гом.

Но о чем собственно идет речь? По одной версии, "сын израильтянки" презрительно отозвался о храмовых хлебах, которые меняли раз в неделю в шабат: "Земные цари едят теплые, свежеиспеченные булки. Почему же Б-г, Небесный Царь, должен питаться остывшим черствым хлебом в Шатре Откровения?" Один из слышавших возмутился этим оскорбительным претензиям. Дело дошло до драки, и сын израильтянки произнес Имя Б-га, которое запрещено говорить вслух, и стал проклинать, хулить Всевышнего.

Согласно другой версии, речь шла о наследственном праве богохульника. Он был сыном еврейки из колена Дана и египтянина. Согласно мидрашу, близость его родителей была случайной: египтянин пришел к еврейке в темноте, и она подумала, что это ее муж вернулся с работы. Впоследствии Моше убил того египтянина за издевательства над еврейским работником (Шмот 2:11-12).

Само внимание к родословной богохульника доказывает, что он был единственным полукровкой в еврейском стане: несмотря на угнетение и даже прямой геноцид, евреи не пытались решить свои проблемы в Египте за счет ассимиляции; они сумели сохранить чистоту семейных отношений, не вступали в смешанные браки и избегали разврата.

Богохульник хотел жить среди потомков Дана, в колене своей матери, но они отказались принять его, поскольку принадлежность к колену определяется по отцу (хотя его еврейство, наследуемое по материнской линии, не ставилось под сомнение). Суд, возглавляемый Моше, взял сторону представителей Дана. Рассерженный "сын израильтянки" устроил демонстрацию протеста в походном стане. Страсти накалились; он ввязался в драку с одним из евреев и изрек свое проклятие. Если бы тот еврей проявил сдержанность и попытался разрядить конфликт здравыми доводами, то, возможно, обошлось бы без драки и без публичного оскорбления Имени Творца. Да и сам хулитель остался бы жив.

И еще одна интересная информация, которую можно почерпнуть из этой истории. До вынесения приговора хулителя "посадили под стражу". Мы знаем, что закон Торы не предусматривает тюремное заключение в качестве наказания за преступление, но КПЗ, как видим, существовали еще в период Исхода.


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…