Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Стих рассказывает: «И был потоп сорок дней на земле». Тора не разделяет здесь верхние и нижние воды, а значит, сообщает, что не только дождевая вода падала на землю сверху, но и кипящая вода из бездны поднималась снизу все сорок дней. Но откуда же появилась вся эта вода, уничтожившая мир?

Мы можем дать этому удовлетворительное объяснение. Б-жественное Провидение, ашгахапратит, всегда использует подходящие материальные средства. И в данном случае понятна логическая последовательность событий, приведшая к такому результату. Из-за множества плотных туч на земле воцарился холод, потому что они не пропускали к Земле солнечные лучи. Из-за этого тепло отступило в нижние слои Земли, нагрело находящуюся там воду и вскипятило ее. То же самое происходит каждую зиму: на поверхности Земли вода остывает, а подземные воды, наоборот, нагреваются. И Б-г постановил и устроил так, чтобы плотность воды уменьшилась, а из-за этого объем ее стал во много раз больше, так что она вырвалась из тех полостей земли, в которых была заключена, и разлилась. Именно об этом сказано (Берешит 7:11): «И разверзлись все источники великой бездны». Стих говорит об увеличении объема воды, которая пробилась на поверхность из-под Земли. И я думаю, что об этом говорили наши мудрецы (Санхедрин, глава Хелек): «Поколение потопа было наказано кипящей водой». Подземные воды нагрелись, вскипели, из-за этого их плотность чрезвычайно уменьшилась, и дело выглядело так, что этой «воды бездны» вдруг стало очень много.

А наряду с этим фактором действовал и второй: стихия воздуха целиком превратилась в стихию воды, и из-за этого пошли невероятно обильные дожди. Об этом сказано в стихе «И небесные окна открылись», то есть, воздух на все эти сорок дней обратился в воду.

Разъяснение того, что Ноах отослал ворона через сорок дней, а голубя — через семь и еще через семь (8:1—15)

Почему Ноах ждал сорок дней со дня, когда открыл окно ковчега, и лишь потом отослал ворона? И почему потом после ворона он ждал семь дней, прежде чем послать голубя первый раз, и потом — еще семь дней?

Я объясняю причину его поступков так. Когда Ноах увидел верхушки гор, его мудрость подсказала ему, что необходимо подождать еще сорок дней, потому что вся жизнь мира основана на числе четыре. Над нами, в верхнем мире, расположены четыре лагеря святых ангелов. Под ними обращается небесная сфера, также разделенная на четыре четверти. Поэтому и материя состоит из четырех основных стихий, и их комбинации тоже можно разбить на четыре основных категории: неодушевленное, растительное, животное царства и человек. Время зарождения плода в чреве тоже составляет именно сорок дней. Все, что разделено на четыре, а также основанное на этом разделении число сорок — это основа мира и его корень. Поэтому и Моше-рабейну каждый раз, поднимаясь на гору Синай, проводил там именно сорок дней и сорок ночей, и поэтому мераглим, разведчики, ходили по Земле Израиля сорок дней, а еврейский народ скитался в пустыне сорок лет. И «эти дни вспоминаются и исполняются» до сего дня, каждый год, ибо таково желание Б-га. И поскольку Ноах видел, что Б-г уничтожил водами потопа Свой мир за сорок дней, а в конце сорокового дня смилостивился, он тоже ждал те же самые сорок дней, рассчитывая, что в конце их уже появятся высокие дома и деревья, так что птицы смогут найти место, подходящее для гнезда.

Дождавшись конца сорока дней, он открыл окно ковчега и, не увидев ничего из того, что ожидал, послал ворона. И когда ворон не принес ему хороших новостей, он послал голубя — один раз и второй, спустя семь дней. А это число Ноах выбрал потому, что оно составляет четверть лунного цикла, а ведь именно луна управляет приливами и отливами! Поэтому Ноах дождался того дня, когда, по его расчетам, вода должна была сойти, а земля — высохнуть, и отослал голубя. И теперь ты можешь увидеть, что его действия охватили все четыре четверти полного цикла, то есть, полный месяц. (Только для этого нужно еще вспомнить, что каждая неделя ожидания была на самом деле удвоенной — наши мудрецы выводят это из стиха «И прождал еще семь дней других»).

с разрешения издательства Швут Ами


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…