Из цикла «Избранные комментарии на недельную главу», темы: Йеуда, Йосеф, Ваешев, Египет, Ицхак бен-Иегуда Абарбанель, Перец бен Йеуда
Несомненно, что сразу после рассказа о продаже Йосефа должен был бы следовать стих «И Йосеф был низвергнут в Египет». Однако Тора пожелала вставить сюда рассказ о Йеуде, чтобы указать на то, что родословная царей Израиля и царей Йеуды начинается с двух качественно разных моментов. Цари Израиля происходят от двоих сыновей Йосефа — Менаше и Эфраима, которых родила ему египтянка, а потому их царство не было ни истинным, ни справедливым. Но цари Йеуды, которые царствовали в прошлом и которые будут царствовать в будущем, после прихода Машиаха, происходят от двоих сыновей Йеуды, которых родила ему Тамар. А она была достойна того, чтобы от нее произошли святые цари, как в силу ее собственного совершенства, так и потому, что она была дочерью Шема, как говорят наши мудрецы. Поэтому и царство его, установленное Б-гом, стало святым и вечным.
Тора рассказывает, насколько глубоким было Б-жественное вмешательство в обстоятельства рождения Переца, первенца своей матери, от которого произошли царь Давид и царь Машиах. Началось с того, что два околоплодных пузыря прорвались вместе, чего обычно никогда не бывает. А затем, хотя Зерах уже протянул руку, чтобы родиться первым, и повитуха уже навязала на эту руку красную нитку, сказав: «Этот вышел первым!», — все равно затем эта рука вернулась назад: «И было, когда он возвратил руку внутрь, и вот, вышел его брат», — как будто пошел напролом, чтобы родиться первым. Именно поэтому он получил имя Перец, «пробивающий». И им завершается рассказ о рождении сыновей Йеуды, с которых начинается линия царей Йеуды.
В Писании перечислены три великие милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте. Первая состояла в том, что, хотя он был рабом и дух его был стеснен, все же Б-г постоянно присутствовал рядом с ним и постоянно помогал ему. Когда Йосефу рассказали сон, он был готов немедленно истолковать его, предсказав именно те события, которые затем произошли. Такое предсказание было невозможно сделать на основе разума, каких-то знаний или оценок: все они иногда позволяют сделать истинное заключение, но иногда ведут к ошибкам! Йосеф толковал безошибочно, поскольку через него говорил дух Б-га и именно Его слова были у Йосефа на языке, и ни одно из них не было лишним или неправильным. Сам Йосеф тоже постоянно видел сны, через которые получал верное знание о будущем. Стих говорит об этом вкратце: «И был Б-г с Йосефом».
Вторая милость состояла в том, что Йосефу постоянно сопутствовала удача во всех его практических начинаниях. Об этом стих говорит: «…и был он человеком удачливым».
Третья милость состояла в том, что обычно, когда хозяин покупает раба, он посылает его на полевые работы. И уж никогда египтянин не оставит у себя дома еврея: египтяне ненавидели евреев за то, что те ели мясо животных. Но Б-г оказал Йосефу особую милость, и его новый господин решил оставить его у себя, в собственном доме, где тот мог жить привольно, и не отослал его на тяжелую работу. Об этом говорит стих, завершая перечисление Б-жественных милостей: «…и был он в доме своего хозяина, египтянина». Следует обратить внимание, что стих говорит о трех различных благодеяниях Б-га, поэтому в нем трижды употребляется слово «и был».
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Беар — Бехукотай
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы