Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Из какого дерева был построен ковчег Ноя?

Темы: Наказание, Грех, Ноах, Потоп, Значение слов в Торе, Рав Овадья Климовский

Отложить Отложено

Шалом Аллейхем! Известно, что Вс-вышний повелел Ною соорудить теват Ноах — Ковчег (эта история описывается в гл. 6 Бытие). В повелении было использовать дерево гофер. Что это было за дерево? И почему именно это дерево? Также известно, что Б-г сам определил размер будущего тевата (ковчега) — длина ковчега 300 локтей; ширина его 50 локтей, а высота его 30 локтей. Почему именно такие параметры? И что означают эти цифры? Сколько это будет в переводе на метры? Затем Ной с животными и сыновьями зашел в теват, и Б-г сам запечатал вход в него. И только через 7 дней пролил дождь. А почему не сразу? И что они делали там 7 дней взаперти? Также известно, что после 40-дневного (и 40-ночного) наводнения вода была ещё 150 дней. Что означают эти числа? Ещё известно, что остановился ковчег на горах Араратских. Что это за горы? И что стало дальше с Ковчегом? И возможно ли, что до сих пор где-то лежит остов ковчега? Ведь известны случаи, когда летчики, пролетая над Араратом, видели нечто, похожее на останки огромного корабля, также это подтверждали горные экспедиции… Также неизвестно, когда именно Ной приступил к постройке Ковчега? Во сколько лет, или в каком году?

Отвечает рав Овадья Климовский

Алейхем Шалом!

Дерево гофер было использовано из-за того, что его название созвучно названию серы (гофрит), с помощью которой было наказано поколение Потопа.

Размеры Ковчега, объясняет автор комментария Кли Якар, должны были быть именно такими по двум причинам. Первая — для демонстрации великого чуда, когда столь небольшое судно вместит в себя весь животный мир планеты. Вторая — они «намекали» на преступления людей поколения Потопа. Дело в том, что мудрецы указывают два основных преступления, за которые был послан потоп — за грабеж и разврат. Но комментаторы подчеркивают, что окончательное решение о потопе было принято именно из-за разврата. Мудрецы учат, что союз мужа и жены может быть освящен присутствием Шхины (так называется проявление Б-жественного присутствия, почти ощутимое в нашем мире). Если же этот союз нарушается и супруги не относятся друг к другу подобающим образом, Шхина уходит. Мидраш говорит, что Всевышний в этом случае «удаляет» буквы Своего Имени йуд и hей из слов иш (мужчина) и иша (женщина) соответственно. Таким образом, оба слова становятся одинаковыми — эш, огонь.

Если Шхина уходит из-за плохих отношений внутри семьи, что можно сказать об откровенном разврате и всевозможных извращениях, которыми наполнилась земля в то время? Люди отторгли Б-жественное присутствие от мироздания. В словах, описывающих их наказание, везде присутствует число 15 — числовое значение букв йуд и hей, символизирующих отторгнутую Шхину. Это и 150 дней, и размеры Ковчега — 30*50*300=450 000 квадратных амот. Таким образом, каждое из трех отделений Ковчега равнялось 150 тысяч кв. амот в объеме. Ама — приблизительно полметра.

Необязательно, что сначала обитатели Ковчега заперлись в нем, а затем прошло еще 7 дней. Возможно, Тора перечисляет события не совсем по порядку, как она делает это во многих местах. Семь дней, по преданию, Творец ждал, чтобы закончился траур по праведному Метушелаху, который умер как раз перед началом Потопа. Из уважения к нему Всевышний на это время отложил наказание, время которого уже пришло.

На вопрос об Араратской горе Вы ответили сами, Тора не указывает более подробных сведений. Вполне возможно, что Ковчег и поныне там.

Написано, что Ноаху было 600 лет, когда начался Потоп. Также мудрецы сообщают, что слова Творца о 120 годах, отпущенных человеку, относились к поколению Потопа. Это был срок, данный людям, чтобы они раскаялись. Все эти годы Ноах строил Ковчег, привлекая внимание окружающих, в надежде, что они изменят свое отношение к жизни. Следовательно, он начал строительство в возрасте 480 лет.

С уважением, Овадья Климовский

Читайте: Древняя история человечества сквозь призму Еврейской Традиции

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.