Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Ученик должен уважать и почитать учителя Торы больше, чем своих родителей. Учитель должен постоянно учиться.

После чудесного перехода через Красное море и гибели врагов еврейский народ воспел Богу песнь благодарности и славы:

ВОТ МОЙ БОГ, И ПРОСЛАВЛЮ ЕГО (Шмот 15:2)

В Талмуде (Шабат) говорится в связи с этим: «Исполняя заповеди Бога, прославляйте их». Рамбам пишет: «Давайте голодным самую вкусную, сладкую еду, и лучшие одежды тому — кто нуждается»[1].

К р. Залману Бер Бамбергеру, раввину Вюрцбурга, когда он читал лекцию по Талмуду, подошел бедняк и сказал, что ему нужны башмаки. Рав прервал лекцию и принес пару своих ботинок. Один из учеников заметил, что это была недавно купленная, лучшая обувь рава.

— Почему вы не дали старые ботинки?— спросил ученик.

— У него уже были старые рваные башмаки, я хотел дать ему самые хорошие, — ответил рав (Еврейские лидеры).

В ДОБРОТЕ СВОЕЙ ТЫ ВЕЛ НАРОД, КОТОРЫЙ ОСВОБОДИЛ, И НАПРАВИЛ МОЩЬЮ В ТВОЮ СВЯТУЮ ОБИТЕЛЬ (Шмот, 15:13)

В Тана девейЭлияѓу рассказывается, что в евреи в Египте договорились: делать друг другу хесед, соблюдать союз Авраама, Ицхака и Яакова, служить только Небесному Отцу и не отказываться от языка своего отца Яакова. Еврейский народ пытался спастись от жестоких указов фараона, и в рабстве евреи надеялись, что за взаимное добро Творец тоже сделает им хесед и освободит от страшных преследований, что действительно привело к их спасению. Хафец Хаим добавляет: это урок на все времена, для всех поколений. Делая хесед согласно традиции нашего народа, мы приближаем Окончательное Избавление (Аѓават хесед).

И МОШЕ СКАЗАЛ ЙЕЃОШУА: ВЫБЕРИ НАМ ЛЮДЕЙ, И ВЫЙДУТ СРАЗИТЬСЯ С АМАЛЕКОМ (Шмот, 17:9)

Раши комментирует: «Выбери нам» — мне и тебе. Моше сравнивает себя со своим слугой и учеником Йеѓошуа. Поэтому мудрецы учат: «Пусть честь ученика будет для тебя так же дорога, как твоя честь»[2].

Когда дети р. Акивы Эгера готовили к изданию его респонсы (ответы на ѓалахические вопросы), р. Эгер написал им: «Среди них вы найдете много посланий к тем, кто прежде учился у меня в ешиве. Пожалуйста, не называйте их моими учениками — сам я их так никогда не называл. Откуда я знаю, кто у кого больше учится?»[3]

К Хазон Ишу пришел однажды учитель и спросил, стоит ли ему поменять профессию на огранщика алмазов.

— А разве сейчас ты не огранщик алмазов? — спросил Хазон Иш[4].

Если ученики не понимают, чему их учит учитель, он не должен на них сердиться. Просто должен повторять материал снова и снова, пока не поймут[5].

А ученик не должен говорить «Я понимаю», пока действительно не поймет. И должен просить повторить все сначала, пока ему не станет все ясно.

У р. Преда был ученик, которому приходилось повторять все по четыреста раз, пока до него, наконец, доходило. Однажды во время занятий с ним кто-то прервал учителя и позвал выполнить мицву.

Р. Преда закончил обычные четыреста раз, но ученик все еще не понял.

— Что случилось сегодня? — спросил раби Преда.

— Когда тебя позвали выполнить мицву, я уже не мог сосредоточиться, — ответил ученик. — Все время думал: а вдруг вы уйдете прямо сейчас.

Тогда р. Преда повторил урок еще четыреста раз. За это Бог даровал ему исключительно долгую жизнь, и все его поколение удостоилось олам аба (грядущего мира) (Эрувин).

Учитель должен быть искренне заинтересован не только в усвоении материала, но и в самом ученике, в его благе. Он должен быть справедлив[6], признавать свои ошибки (Звахим) и не давать обещаний, которые не в состоянии выполнить (Сукка). Недостойно отпускать саркастические замечания в адрес учеников (Бава меция).

Учитель должен постоянно учиться.

До сих пор мы говорили, как должен себя вести учитель по отношению к ученику. А теперь рассмотрим, как ученики должны относиться к учителю.

  • 1. Ученик должен уважать и почитать учителя Торы больше, чем своих родителей (Йоре деа). Потому что родители привели его к жизни в этом мире, а учитель Торы ведет к жизни в будущем мире.
  • 2. Мицва для ученика — прислуживать своему учителю Торы (например, носить его вещи), и учитель не должен возражать, чтобы ученики это делали.
  • 3. Не почитать своего учителя — грубое нарушение.
  • 4. Надо вставать, когда мимо проходит тот, кто научил тебя хотя бы одному слову Торы. Талмид хахам, который не встает перед своим учителем Торы, называется грешником.

Р. Элияѓу Меир Блох однажды сказал ученикам: «Не приходило ли вам в голову, что я прекрасно понимаю, как глупо выгляжу в ваших глазах, настаивая, чтобы вы передо мной вставали? Но что поделать? Это ѓалаха, а я должен вас учить ѓалахе» (Джуиш обзервер).


[1] Ѓилхот исурей мизбеах, 7:11.

[2] Цитируется в Йоре деа.

[3] Введение к «Тшувот раби Акивы Эгера».

[4] Биография Хазон Иша.

[5] Рамбам, Ѓилхот талмуд Тора, Йоре деа.

[6] Шивити бевейт аШем.

С любезного разрешения переводчика и издателя Гедалии Спинаделя, изд-во Ам Асефер


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…