Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Свинья в будущем станет кошерной?

Темы: Конец времен, Кашрут, Машиах, Мидраш, Эдом, Животные, Рав Моше Сытин

Отложить Отложено

То, что свинья станет кошерной, — есть ли это в Геморе или в Тосафос? Помоги Вам А — ШЕМ.

Отвечает рав Моше Сытин

Здравствуйте!

Изречение о том, что свинья в будущем станет кошерной, не дошло до нас в сборниках мидрашей и агадот периода танаим и амораим. Но оно неоднократно упоминается у ришоним и ахароним («поздних» комментаторов). Вот некоторые из тех, кто приводит это изречение: Рабейну Бахье (комментарий к Ваикра 11:4), Ритво (трактат Кидушин 49 б), Ор а-Хаим (к Ваикра 11:3), Радбаз (2:828), Хатам Софер (комментарий к концу раздела Шмини), Реканати (к Ваикра 11:7) и другие.

Поскольку никто из ахароним не видел этого мидраша в сборнике, а только в виде цитаты, некоторые сомневаются в его подлинности. Но очень многие мудрецы, среди которых есть и ришоним, приводят это высказывание от имени мидраша, так что, по-видимому, изречение подлинное, но источник до нас не дошел. А сама идея, что в будущем некошерные животные станут кошерными, упоминается в нескольких мидрашах в той или иной форме (см. Ваикра Рабба 11, Шохер Тов на Тэилим 146).

Но далеко не все комментаторы понимают это высказывание буквально. Буквально его понимали Ор а-Хаим а-Кадош и Хатам Софер. Ор а-Хаим (к Ваикра 11:7) считает, что в будущем у свиньи появится недостающий признак кошерности: она станет жвачным животным и ее мясо будет разрешено в пищу без изменения традиционных рамок Галахи. Намек на это он находит в стихе (Ваикра 11:7): «И свинью (не ешьте), потому что (хотя) копыта у нее раздвоены и с разрезом, но жвачки она не отрыгает…» Здесь как бы подчеркнуто: свинья запрещена только потому, что она не жвачное. Если это изменится, то и запрет будет снят. Кроме того, Ор а-Хаим замечает: без огласовок (а их нет в свитке Торы) стих можно прочесть так: «но жвачки она не отрыгивала» — в прошедшем времени. Намек, что в будущем это изменится, свинья станет жвачным животным.

Но большинство комментаторов полагает, что изречение следует понимать иносказательно. Некоторые даже отвергают возможность буквального понимания, говоря, что мясо свиньи никогда не станет кошерным (Рабейну Бахье, там, Тора Тмима на Ваикра).

Многие комментаторы полагают, что «свинья» в этом изречении — символ царства Эдома. Эдом сравнивается со свиньей, поскольку это животное обладает только внешними признаками кошерности — у нее раздвоенные копыта, а «внутренний» признак жвачных животных отсутствует. Потомки Эдома так же «кошерны» внешне — позиционируют себя как блюстители этики и морали, действуя на самом деле по совсем иным законам.

Что же значит — «в будущем свинья станет кошерной»? По мнению некоторых комментаторов, речь идет о том, что в будущем потомки Эйсава раскаются и примут власть Единого Б-га, признают роль еврейского народа.

Согласно объяснению автора «Тора Тмима» (на Ваикра 11, прим. 21), речь идет о том, что в будущем благодаря потомкам Эдома евреи вернутся на свою землю (не приводит ли это на память резолюцию ООН 1947 года?)

Согласно одной из интерпретаций этого мидраша, рабейну Бахье (на Ваикра 11:4) пишет, что Третий Храм будет отстроен потомками Эдома (первые два Храма были построены соответственно царем Шломо и Зерубавелем).

Некоторые объясняли это изречение согласно Каббале: словом «свинья» («хазир») названа духовная сущность — Хазриэль, обвиняющая евреев перед Небесным судом. Изречение говорит о том, что в будущем эта сущность/ангел станет на сторону еврейского народа (Радбаз 2:828, Рабейну Бахье на Ваикра 11:4).

Так или иначе, точно знать, что будет в конце дней, мы не можем. Как сказал Рамбам: никто не знает, как это произойдет, пока это не произойдет. Поэтому будем терпеливо ждать тех времен, когда, с Б-жьей помощью, смысл этого изречения мудрецов станет абсолютно ясным.

С уважением, Моше Сытин

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.