Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Биография одного из наиболее выдающихся исследователей Талмуда

Раби Йом-Тов бар Авраам Асевили(Ритва; 5010-5090 /1250-1330/ гг.) – духовный лидер своего поколения, один из наиболее выдающихся исследователей Талмуда.

Родился в Севильи.

Изучал Тору в Барселоне у Рашбы (см.) и у р. Аарона Алеви, ближайших учеников Рамбана (см.).

В 5040 /1280/ году он стал даяном (судьей) в Сарагосе.

После смерти своих наставников Ритва, наряду с Рошем (см.), стал духовным лидером поколения.

Ритва написал хидушим (аналитические заметки) к большинству трактатов Талмуда. В этих заметках он приводит и мнения авторов Тосафот из Франции и Германии, и мнения мудрецов Испании и Прованса, а также сообщает свои собственные наблюдения и открытия. Его хидушим отличаются глубиной проникновения в проблему в сочетании с удивительной простотой, предельной точностью и ясностью выражения мысли.

Заметки Ритвы, наряду с комментариями Раши (см.) и Рашбы, относятся к числу наиболее изучаемых. Они выдержали множество изданий и являются необходимым пособием при углубленном постижении Талмуда.

Перу Ритвы принадлежит также Сефер Азикарон (Книга памяти) – в этом философском трактате он защищает книгу Рамбама (см.) Море невухим (Путеводитель заблудших) от критических нападок Рамбана. По мнению Ритвы, обе точки зрения в этом споре гигантов Торы не исключают друг друга, поскольку «у Торы семьдесят лиц». Разница лишь в том, что Рамбам приходит к своим выводам путем логического анализа, а Рамбан – путем кабалы (используя собственную терминологию Рамбана, «бедерех аэмет» – путем истины).

Ритва умер в Сарагосе в 5090 /1330/ году.

В 5719 /1959/ году, по единственной сохранившейся рукописи, привезенной из Йемена, были изданы респонсы Ритвы.

Публикуется с разрешения издательства "Швут Ами"


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…