Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему евреи не совершают паломничества на гору Синай?

Темы: Идолопоклонство, Храм, Дарование Торы, Стена Плача, Шхина, Святость, Рав Менахем Эпель, Материалы для Бней Ноах

Отложить Отложено

Здравствуйте, рав! Скажите, почему евреи не совершают паломничества на гору Синай?

Отвечает рав Менахем Эпель

Здравствуйте!

Почему евреи не совершают паломничества на гору Синай?

Сначала определимся с понятиями. Наиболее близкое «паломничеству» понятие в Торе — это «алия лэ-рэгель». Тора заповедует каждому еврею посещать Храм три раза в году. А именно, в праздники Песах, Шавуот и Суккот. В наше время, пока Храм разрушен, согласно большинству мнений, нет возможности выполнить эту заповедь. Однако о Храмовой горе сказано, что Шхина (Б-жественное присутствие) никогда оттуда не уходит. Поэтому, хотя сейчас Храм и разрушен, евреи продолжают молиться у западной его стены (Стены Плача), так как это место по-прежнему обладает святостью.

Однако можно говорить о паломничестве в более широком смысле — как о посещении мест, где, согласно Традиции, наша молитва будет принята лучше. Как, например, пещера Махпела в Хевроне, где похоронены наши праотцы. Также принято посещать могилы других праведников.

Теперь о горе Синай. Перед дарованием Торы было сказано (Шмот 19:12-13): «…берегитесь восходить на гору и прикасаться к краю ее… Когда же затрубит бараний рог, могут они взойти на гору». Наши мудрецы объясняют, что гора Синай обладала святостью только во время дарования Торы, после чего Шхина ушла, и с тех пор нет ничего особенного в этом месте.

Раби Меир-Симха из Двинска в своем комментарии «Мешех Хохма», говоря об упомянутых стихах книги Шмот, объясняет, почему Шхина ушла с горы Синай. Он пишет, что необходимо было искоренить из сердец евреев идеи идолопоклонства. Для этого им было показано, что нет святости ни в одном творении — а только у самого Творца, благословен Он. В частности, нужно было показать, что гора не обладает собственной святостью. Для этого Всевышний открылся именно на ней, а после дарования Торы «по сигналу» бараньего рога евреям было позволено взойти на гору. То есть только пока Шхина находилась на горе, гора была свята — в силу святости Творца.

В заключение приведу мидраш, который позволяет нам «совершить паломничество» к горе Синай и в наши дни (Йалкут Шимони, Итро 271):

Сказал Всевышний Израилю: «Дети мои, читайте этот отрывок (о даровании Торы) каждый год. И Я засчитаю вам, как будто вы — предо Мной у горы Синай и принимаете Тору, как сказано: “В этот день пришли в пустыню Синай” (Шмот 19, 1)». И сказано об этом в наших книгах, что каждый год в праздник Шавуот мы заново удостаиваемся получить Тору.

С уважением, Менахем Эпель

Материалы по теме

Вторая заповедь. Обойдемся без посредников

Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей, услышанных евреями у горы Синай»

Продолжаем знакомиться с Десятью заповедями, составляющими основу еврейского мировоззрения.

Западная Стена Храма — Котель Маарави

Журнал «Мишпаха»

Западная стена Иерусалимского Храма — самое святое место молитв после разрушения Храма почти 2000 лет назад. Здесь мы оставляем записки с просьбой к Б-гу, здесь мы молимся о возрождении Храма. По преданию Б-жественное присутствие никогда не покидает Стены Плача... Западная Стена Храма — Котель Маарави. Обычаи, факты и даты.

Рав Менахем Эпель

Редакция Толдот

Родился в 1972 г в украинском городе Новоград-Волынский, в еврейском мире более известном как Звиль. В 1994 году приехал в Израиль. Учился на программиста в Хайфском Технионе. По окончании Техниона служил в израильской армии. Параллельно с воинской службой по вечерам учил Тору в  ешиве  для  баалей тшува  «Нетивот Олам» (г. Бней-Брак). После армии пошел в ешиву на целый день. Учится в колеле «Толдот Йешурун». Руководит работой вечернего колеля Толдот в Бат-Яме. Кроме того, часто дает уроки в разных общинах и колелях Израиля.

«Не сотвори себе кумира». Книга Шмот 43

Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Шмот»


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.