Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

От Всевышнего можно скрыться?

Темы: Провидение, Раскаяние, Шхина, Стыд, Тора, Рав Эльяким Залкинд, Каин, Качества Творца

Отложить Отложено

Здравствуйте! В Торе (Бытие) говорится: «…и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле» (Брейшит 4, 14). Разве это не противоречит догмату иудаизма о том, что Всевышний вездесущ и невозможно скрыться от глаз Его, и что слышит Он мысли наши? Мария

Отвечает рав Эльяким Залкинд

Уважаемая Мария,

Можно добавить к Вашему вопросу, что в тексте немного раньше сказано: «И сказал Всевышний Каину: где Эвель, брат твой? И сказал: не знаю, разве сторож я брату моему?» (там же, 4, 9). Этот ответ, да и само преступление, совершенное Каином раньше, доказывает: он полагал, что можно скрыться и скрыть. Но когда Всевышний показал, что Ему известно всё, и сообщил об ожидающих Каина изгнании и скитаниях, Каин воскликнул: «Вот, сгоняешь Ты меня сегодня с лица земли. И от лика Твоего я скроюсь. И стану скитающимся и изгнанным на земле. И будет: каждый, кто встретит меня, убьет…» (4, 14).

Объясняет Рамбан: «И от лика Твоего я скроюсь» — «Не смогу стоять пред Тобой в молитве или при жертвоприношении, ибо стыжусь и несу свой стыд. Но что же мне делать? Ведь тогда каждый сможет поразить меня… Ведь снята с меня защита Твоя. Ты же по великой милости Своей не осудил меня на смерть… — Признал (Каин), что человек не может защититься собственными силами, а только Всевышний хранит его». Здесь два объяснения: «от лика Твоего я скроюсь» — из-за стыда Каину придется отказаться от молитвы и служения Всевышнему. И еще — Каин скроется, «будет закрыт» от защиты Всевышнего. Во многих местах в Торе «ликом» Всевышнего называется Его близость, «Наблюдение» («Присмотр» — Ашгаха), раскрытие Его присутствия в мире. Как, например, в главе Тэилим 13, 2: «Доколе, Господи? (Неужели) забудешь меня навеки? Доколе скрывать будешь лицо Свое от меня?» Или в главе 27, 9: «Не скрывай лицо Твое от меня…»

Есть еще объяснение, которое приводится в Мидраше (Бэрешит Рабба 22, 11), Таргуме, в других комментариях: разумеется, речь не идет о возможности скрыться и скрыть что-либо от Всевышнего, Каину уже известно, что это невозможно. Напротив, этот стих говорит именно о невозможности скрыть и скрыться: «И от лика Твоего я скроюсь?!» Таргум: «И от Тебя разве можно скрыться?»

Как Вы верно сказали, Всевышний видит и знает всё. Наши дела, слова, мысли, даже глубинные желания, еще не оформившиеся в мысли и иногда нераспознанные даже нами самими. И, как не может быть предмета без места для него и существования без вызвавшей его причины и источника его силы, так не может быть мира без Творца. Он — «место» мира, вмещает мир, Он — источник всех сил. Однако степень осознания этого сильно различается у разных людей, как и степень влияния этого осознания на поступки. И называется это осознание — трепет перед Б-гом. Ир-ат а-Шем. Речь идет не только о страхе наказания или утраты чего-либо, но и о самом трепете перед Его беспредельным величием, благословен Он. И такой трепет очень дорог Всевышнему. Настолько, что, как учат наши мудрецы, нет у Святого, благословен Он, в Его мире ничего, кроме трепета пред Небесами.

С уважением, Эльяким Залкинд

Материалы по теме

Был ли Б-г среди тех трех мужей, пришедших к Аврааму?

Рав Овадья Климовский

Знал ли Авраам, кто перед ним?

Через него говорит Шхина. Ваелех

«Оцарот»

В дни, когда Тору зачитывали перед всем еврейским народом, в помещении Храма собирались миллионы евреев. Чудом было то, что всем хватало места, маленькие дети не мешали родителям, и была идеальная слышимость. История о праведнике рабби Йосеф-Хаиме из Багдада, который выступал перед четырьмя тысячами молящихся.

Что это всё-таки за праздник — 15 Ава?

Рав Яков Шуб

Как еврейский день любви связан с Йом-Кипуром? Почему еврейские девушки водили хороводы в виноградниках в Йом-Кипур? Что Всевышний делал за 40 дней до создания мира? Какое время больше подходит для сближения между людьми и создания семьи?

Мишкан — переносной Храм

Раби Йосеф Герц

Недельные главы Торы, которые начинают читать в эти дни полностью связаны с описанием Мишкана, о котором написана предлагаемая вам статья.


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.