Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему вне Земли Израиля просьбу о дожде начинают произносить по григорианскому календарю?

Темы: Молитва Амида, Молитва о дожде, Месяц Хешван, Еврейский календарь, Еврейский закон, Талмуд, Еврейская молитва, Рав Бенцион Зильбер

Отложить Отложено

Разъясните, пожалуйста, ситуацию со сменой вставки в девятом благословении молитвы Амида с летней (о росе) на зимнюю (о дожде). Как так получилось, что момент ее смены фиксируют по григорианскому календарю? В Кицур Шулхан Арухе (на русском) написано, что ее меняют на шестидесятый день после окончания лета. Это непонятно. Когда считают дату окончания лета? 1 сентября? Не получается. По нашему календарю — не может быть, т. к. в этом случае, какую дату ни возьми, не может быть 60 дней 5-го декабря. Короче, непонятно. И еще. Если датой смены вставки считается дата григорианского календаря, то почему менять вставку нужно в Маарив (вечернюю молитву)? Ведь по григорианскому календарю смена дат не вечером, а в 12 ночи. Непонятно. Шломо-Александр

Отвечает рав Бенцион Зильбер

Уважаемый Шломо-Александр!

Вы задали очень важный и интересный вопрос. На чем основан обычай евреев вне Земли Израиля начинать произносить в молитве зимнюю вставку — просьбу о дожде — по Григорианскому календарю?

Этот обычай основан на гмаре в трактате Таанит. Гмара говорит (10а), что бэ-гола (то есть, в Вавилоне) начинают добавлять эту вставку через 60 дней после начала ткуфат тишрэй (условно: осенний период). Во всем мире принято поступать согласно обычаю Вавилонии — начинать произносить вставку о дожде через 60 дней после ткуфы. (А в Израиле, Гмара говорит, мы начинаем произносить вечером 7 хешвана — через две недели после Шмини Ацерет, т. к. за эти две недели паломники успевали дойти до реки Евфрат). В этом вопросе мы поступаем согласно системе Шмуэля: делим средний солнечный год — 365 суток и 6 часов — на четыре равные части. Каждая ткуфа, получается, включает 91 сутки и 7,5 часов. Выходит, что эти периоды идут по среднему солнечному году, который составляет 365 суток и 6 часов.

В Талмуде приводится еще ткуфа рава Ады, которая меньше, чем ткуфат Шмуэль, и более точная, но решили для простоты расчетов ткуфот принять систему Шмуэля — по году 365 суток и 6 часов.

В этом году ткуфат тишрэй пришлась на 7 октября в 9 утра. Шестидесятый день после ткуфы включает день, на который она выпадает. Шестидесятый день выпадает на 5 декабря. Но, если считать дни по еврейскому календарю, то день начинается с вечера предыдущего дня, т. е. 4 декабря вечером. Поэтому в обычном году начинают добавлять эту вставку в молитве Маарив с 4 на 5 декабря (так было, например, в 2016, 2017 годах, и так будет в декабре 18 года). А в году, предшествующем високосному году по солнечному календарю (осень перед годом, сумма цифр которого делится на 4), за эти четыре года набирается еще один день, поэтому начинают вечером с 5 на 6 декабря. Т. е., например, в 2019 году, перед 2020, начнут произносить вставку в молитве Маарив с 5 на 6 декабря.

Ткуфат Шмуэль, как и Григорианский календарь, построен на средней продолжительности солнечного года. Поэтому они, как правило, совпадают.

С уважением, Бен-Цион Зильбер

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.