Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Кто такой «ам а-арец» сегодня?

Темы: Ненависть, Раввин, Пиркей Авот, Мишна, Талмуд, Изучение Торы, Праведник, Рав Моше Сытин

Отложить Отложено

Пожалуйста, вы бы не могли поподробней раскрыть тему: что значит «ам а-арэц» в наши дни? Почему нельзя быть богобоязненным человеком, не изучая Тору, и почему «ам а-арэц» не может быть хасидом, как сказано в «Поучении отцов»? Спасибо.

Отвечает рав Моше Сытин

Здравствуйте!

Выражение «ам а-арэц» дословно переводится как «народ земли» и обычно используется для обозначения грубого невежды и необразованного человека. На самом деле, это не совсем точное объяснение, т. к. в Талмуде мы видим, что ам а-арэц мог быть и аристократом, и ученым, и богобоязненным человеком. Кто такой ам а-арэц на самом деле, объясняется в трактате Сота 22 б:

«Кто такой ам а-арэц? Тот, кто не произносит Шма Исраэль утром и вечером, — мнение раби Меира. А мудрецы говорят: тот, кто не накладывает тфилин. Бен-Азай сказал: тот, кто не носит цицит (на четырехугольной одежде). Раби Йонатан бен-Йосеф говорит: тот, кто не растит сыновей для изучения Торы. Другие говорят: даже если человек изучил Танах и Мишну, но не был в тесном контакте с мудрецами Торы, остается ам а-арэцем». (Быть в тесном контакте с мудрецами Торы — значит перенять их методы изучения, опирающиеся на логику Гмары, для прояснения сложных вопросов и противоречий). А в Гмаре Псахим (49) сказано, что ненависть ам а-арэц к талмид-хахаму больше, чем ненависть антисемита к еврею.

Подведя итоги сказанному, можно выявить четыре основных качества, характерных для ам а-арэца:

1. Небрежное отношение к соблюдению заповедей Торы. При этом его халатность нельзя объяснить просто незнанием, ведь такие заповеди, как о цицит и тфилин, прямо записаны в Торе и это очень «заметные» заповеди, их исполнение любым религиозным евреем «бросается в глаза». Значит, человек не соблюдает их не столько по необразованности, сколько из убеждения, что их соблюдение необязательно…

2. Невежественность в Торе. Как следует из многих изречений в Талмуде, невежественность в Торе также играет ключевую роль при составлении «фоторобота» классического ам а-арэца. При этом, как следует из слов «других» (см. цитату из трактата Сота), ам а-арэц может быть вполне грамотным и даже знать наизусть Письменную и Устную Тору, но поверхностное понимание выученного, а также отсутствие тесного контакта с мудрецами Торы приводит такого «талмид хахама» в категорию «ам а-арэц».

3. Пренебрежение изучением Торы. Это ясно из того, что ам а-арэц не посылает своих детей изучать Тору. Это также показывает, что основным качеством ам а-арэца является не столько необразованность, сколько отсутствие уважения к изучению Торы. Ведь если бы он ценил изучение Торы, то хотя бы детей попытался вырастить талмидей-хахамим.

4. Ненависть к мудрецам Торы.

Из сказанного ясно, что, мудрецы не имели ничего против конкретного человека или группы людей, не по своей вине не удостоившихся изучать Тору или достичь в этом изучении успехов. Их отрицательное отношение — прежде всего, к осознанному образу жизни ам а-арэца, подкрепленному определенным мировоззрением. Что думал тогдашний ам а-арэц, игнорируя прямые предписания Торы? Это можно себе представить, вспомнив взгляд, распространенный среди верующих, но не соблюдающих евреев: мол, главное — это быть верующим в сердце, а такие мелочи, как цицит, тфилин, мезуза и другие внешние проявления религиозности, не являются доказательством истинной веры в Б-га.

Ярую ненависть ам а-арэца к мудрецам Торы также несложно представить, вспомнив сегодняшние эмоциональные письменные и устные высказывания: «Зачем нужны нам эти раввины?! Сидят на шее рабочих людей, ничего не делают, да еще считают себя лучше других!»

Ам а-арэц, который знает Танах и Мишну, но не исследует углубленно, считает, что изучение Торы — это как изучение профессии, где необходимо пройти определенный материал, сдать экзамен или написать работу — и можно спокойно носить звание талмид-хахама, раввина или цадика. Опасность такого подхода — в том, что, не пропустив через себя информацию, не углубившись в нее с помощью устранения «противоречий» и разрешения «проблем» текста, невозможно выявить причины, по которым был принят тот или иной закон, а также границы применимости этого закона, что необходимо для принятия решения в ситуациях, которые не описаны в книгах напрямую. Однако из-за количества усвоенной информации такой человек вводит окружающих в заблуждение: им кажется, что он обладает колоссальными знаниями и может себе позволить авторитетно высказываться по вопросам Галахи и еврейского мировоззрения.

Что можно ответить на соображения ам а-арэца?

В первую очередь, несмотря на большую ценность веры во Всевышнего в сердце и наличия у человека религиозного чувства, в конечном счете, настоящим показателем веры остается действие. Изменить привычное поведение намного сложнее, чем эмоциональное отношение и интеллектуальную позицию, и именно этого более сложного от нас ждет Всевышний.

Наличие людей, постоянно изучающих Тору, жизненно необходимо для еврейского народа: во-первых, чтобы всегда в народе присутствовали знатоки Торы, которую народ обязан соблюдать правильно; во-вторых, потому, что без людей, изучающих Тору, народ становится духовно уязвим.

Распространённое представление, что изучить Тору и стать талмид-хахамом можно, пройдя ускоренный курс обучения, берет свое начало в ошибочном мнении, что Тора — это сухая информация, наподобие других корпусов знания. На самом же деле Тора — это прежде всего образ жизни и мышления, который выстраивается только годами кропотливой учебы и только если человек готов впустить выученное в свою душу. Это единственная возможность стать истинным талмид-хахамом и усвоить истинный взгляд на вещи.

Любопытная разновидность ам а-арэца — «ам а-арэц хасид», так сказать, благочестивый ам а-арэц. В трактате Авот (2:6) сказано, что ам а-арэц не может быть благочестивым, даже если стремится к этому всеми силами. А в Гмаре (Шабат 63а) сказано, что следует избегать соседства с ам а-арэцем, ведущим благочестивый образ жизни. Чем плох сосед ам а-арэц, который всем сердцем желает быть благочестивым и приблизиться к Всевышнему? На это отвечают комментаторы: движимый исключительно религиозным порывом, ам а-арэц, в силу своей невежественности, может нарушить законы, о существовании которых даже не подозревает, а иногда и вовсе нанести вред окружающим. Например, приняв на себя устрожения, не соответствующие его уровню, в соблюдении заповедей «между человеком и Б-гом», он может нарушить заповеди «между человеком и человеком». А «усиливая» соблюдение заповеди о милосердии не там, где надо, человек может начать проявлять сочувствие к жестоким, что, как указывают наши мудрецы, ведет к жестокости по отношению к милосердным. По таким вопросам может принять решение только мудрец Торы, по-настоящему знающий законы Торы и умеющий правильно расставить приоритеты в неоднозначных ситуациях.

Поэтому, несмотря на святое желание быть праведным, ам а-арэцу не дано быть истинно благочестивым. Ведь ему не хватает глубокого знания Торы и, что самое страшное, уважения к знаниям мудрецов Торы. Чтобы не перенять ошибочное «благочестивое поведение» такого соседа, мудрецы советуют переехать подальше от него.

К сожалению, многие воззрения ам а-арэца времен Талмуда сохраняются и в современном обществе. Чтобы не добиться малопочетного звания «ам а-арэц», важно вести настоящий религиозный образ жизни, изучать Тору и понимать всю важность ее изучения, посылать детей в религиозные учебные заведения и, конечно же, советоваться с мудрецами Торы, которые живут в нашем поколении.

С уважением, Моше Сытин

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.