Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Как иудаизм понимает, что такое «уважение»?

Темы: Йецер аРа, Душа, Уважение, Рав Зеев Гершензон, Рав Хаим Шмулевич

Отложить Отложено

Доброго времени суток. Вопрос про уважение. Мне в детстве и юности внушали, что человека нужно уважать за что-то: за какие-то заслуги, дела, слова, т.е. за что-то полезное и положительное (или что считается полезным на тот момент). Иудаизм же говорит, что человека нужно уважать просто за то, что он человек, творение Вс-вышнего. Так же, как и осуждать не человека, а его поступки.

Возникают дополнительные вопросы. Ведь именно поступки делают человека. Любого человека нужно уважать? Я искал не очень тщательно, и, может быть, поэтому не нашел на сайте статью или ответ по данной теме. Если есть, был бы очень рад получить ссылку. Спасибо. Дов

P. S.: Наверное, не мне одному такое внушали, поэтому думаю, что это будет полезно знать всем выходцам из б. СССР и носителям соответствующей ментальности.

P. P. S.: Желаю всем авторам и читателям сайта удостоиться быть записанными во всех хороших книгах и стертыми из всех плохих. И чтобы все удостоились увидеть работу первосвященника в Йом-Кипур.

Отвечает рав Зеев Гершензон

Здравствуйте, уважаемый Дов,

Давайте попробуем разобраться, как иудаизм понимает, что такое «уважение» и кого и за что следует уважать.

Если смотреть с чисто материальной точки зрения, то действительно: до тех пор, пока человек не добился каких-то значимых успехов — за что его уважать? Более того, даже перед животными у человека нет преимущества — с физической точки зрения ведь большинство животных более мощные, быстрые, ловкие, чем человек. Но, с другой стороны, мир сотворен так, что животным не присуще уважение друг к другу.

Уважение — явление духовное и может существовать только там, где есть духовность и разум.

Из еврейских источников мы знаем, что отличительная черта человека, достигшего высокого духовного уровня, — уважение к другим людям. Этим отличается достойный человек. Мидраш (Берешит Рабба 48:9) рассказывает: «Когда Авраам увидел, как они (ангелы в облике людей) уважительно относятся друг к другу, — понял, что это достойные люди».

Более того, духовный «трон», на котором как бы «восседает» Всевышний, наши мудрецы называют Кисэ а-Кавод — «Престол Уважения (Славы)». В Талмуде (Шабат 152 б) упоминается, что души праведников находятся в особом хранилище душ, расположенном под Престолом Славы.

Это можно объяснить так: душа человека сотворена по образу Всевышнего, как сказано в Пиркей Авот (3:14): «У человека есть особое обаяние, ведь он создан по образу (Всевышнего). И Творец проявил к нему особое расположение, создав его по Своему образу, как сказано: “Ибо по образу Своему создал Всевышний человека”».

Человеческая душа — часть духовности Всевышнего, и сама по себе она чиста и безгрешна. И чем более возвышенной душой человек обладает — тем больше она связана с духовным началом и с «каналом уважения» — Престолом Всевышнего.

Неверные же действия человека, грехи провоцирует йецер а-ра — материальное, «дурное» начало.

Разумеется, уважать человека следует за духовную составляющую, за его праведность, за подобие Всевышнему.

А его неправильные действия следует отождествлять не с ним самим (его настоящим «Я» — чистой и праведной душой), а с его материальной составляющей, телом, которое «тянет» в сторону, противоположную духовности и святости.

Получается, что, действительно, уважать следует каждого человека — за то, что в нем есть духовного, за Образ, по которому сотворена его душа. И об этом наши мудрецы говорят во многих местах, например:

Пиркей Авот (4, 3): «Никого не презирай… ведь нет человека, у которого не было бы своего часа» (имеется в виду время, когда человек выполняет свое предназначение).

Раби Исраэль Лифшиц (1782-1860, Германия), автор комментария к Мишне «Тиферет Исраэль», объясняет: не следует относиться с презрением даже к человеку, совершившему так много грехов, что возникает вопрос «зачем такие люди появляются на земле они же только приносят страдания себе и окружающим?». Такими их создал Всевышний, и Он сделал это ради известной Ему цели.

Автор книги «Пеле Йоэц» (раби Элиэзер-Ицхак Папо, 19 в.; в главе Квод а-Бриёт) приводит мидраш: важно с уважением относиться к бедным и вставать перед ними — ради славы Всевышнего, который стоит справа от бедняка, как сказано: «Потому что справа от бедного стоит Он, чтобы спасти от судящих душу его» (Тэилим 109, 31). И нехорошо поступают те, кто выражает уважение богатым, но не бедным — ведь Всевышний вступится за них (бедняков) и взыщет за их унижение…

С другой стороны, один из величайших раввинов 20 в., раби Хаим Шмулевич, объяснял, что это не совсем верно — «просто уважать каждого». На самом деле в каждом человеке следует найти хотя бы одно какое-то особое качество, достоинство, за которое следует его уважать. Ведь, чтобы уважение к человеку было настоящим, недостаточно просто знать, что «всех надо уважать», — обычно уважают за то, что действительно есть в человеке.

Рассказывают, что однажды после урока, на котором раби Хаим Шмулевич говорил об этом, к нему подошёл один из учеников и сказал: «Раби, я долго думал и понял, что не могу найти, за что уважать моего отца. Как ни искал — не смог найти у него ни одного особого достоинства, он самый простой еврей!» На это рав Шмулевич ответил: «Ты не прав! Недавно я видел твоего отца у молочника. Он интересовался, сколько стоит сыр. И, когда тот назвал цену, отец подумал и сказал: “Слишком дорого. Уже год не покупал сыра — обойдемся и на этот раз”. С другой стороны, за твоё обучение он исправно платит. Значит, он готов годами обходиться без сыра — только бы сын учился! Он особенный человек!»

И об этом говорится в Талмуде (Псахим 113 б): «Тот, кто знает, что его ближний превосходит его хотя бы в чём-то, — обязан уважать его!»

Автор «Пеле Йоэц» (Квод а-бриёт) приводит известное высказывание: «Следует уважать каждого человека. Если он мудрее меня, то за его мудрость. Если я мудрее, значит, он праведнее: ведь я грешу сознательно, а он по ошибке. Если он богат — за его богатство, ведь даже величайшие мудрецы Раби и Раби Акива уважали богатых, потому чтоЦарь желает их величия. А если я богат, а он беден, оказывается, что я грешен: ведь я не даю столько цдаки, сколько мне позволяет состояние. И в этом он праведнее меня». (Ясно, что это — только пример и каждый из нас может подобным образом рассмотреть и другие качества в соответствии со «своей» ситуацией — за что следует уважать другого человека).

Хочется напоследок привести слова наших мудрецов (Пиркей Авот 4, 1): «Кто уважаем? Тот, кто уважает других». Важно помнить: тот, кто искренне уважает других людей, может рассчитывать на взаимность…

С уважением, Зэев Гершензон

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.