Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Был ли праотец Авраам миссионером?

Темы: Предназначение, Неевреи, Идолопоклонство, Авраам, Бней Ноах, Миссионерство, Рав Зеев Гершензон, Материалы для Бней Ноах

Отложить Отложено

После прослушанных уроков по книге Берешит я поняла, что Авраам был первым пропагандистом и распространителем веры, и у меня возникли следующие вопросы:

Если Торы и заповедей еще не было, то к чему он призывал людей и чему их учил? Заповедано всем нам также распространять Тору, но можно ли и нужно ли делать это среди неевреев? Насколько мне известно, миссионерство у евреев запрещено.

Отвечает рав Зеев Гершензон

Здравствуйте,

О том, как Авраам учил людей своего поколения и приближал их к Всевышнему, великий еврейский мудрец РаМБаМ[1] пишет так:

«…Так продолжалось очень долго. Мир забыл великое Имя Творца, люди позабыли о Всевышнем. Знали только деревянные образы и уже с детства были приучены поклоняться им в своих храмах, деревянным и каменным изделиям. И даже мудрецы, которые были среди них — например, жрецы — воображали, что нет никакого божества, кроме звезд и небесных тел, изображениям которых и поклонялись. И было лишь несколько людей во всем мире, которые знали Творца — Ханох (прадед Ноаха), Метушелах (дед Ноаха), Ноах (построивший ковчег), Шем (сын Ноаха) и Эвер (правнук Шема). И так было до тех пор, пока не родился столп человечества — наш праотец Авраам.

Он, про которого говорят “Весь мир — на одном берегу, а он — на другом” (отсюда и слово иври — “перешедший”, с одного берега на другой), еще будучи ребенком, стал размышлять и днем и ночью, поражаясь: “Как это возможно, что небосвод находится в движении? И Кем же запущен этот механизм движения небосвода? Ведь не может быть, чтобы он вращал сам себя!”. И не было у Авраама никакого учителя, который рассказал бы ему и научил. Наоборот, он жил в городе Ур-Касдим, в котором жили одни только неразумные идолопоклонники. И отец его, и мать были идолопоклонниками. Но, несмотря на то, что он и сам сначала служил идолам вместе с ними, его сердце стремилось к правде. И так — до тех пор, пока он действительно не вышел на путь Истины, понимая при этом, что ошибки быть не может. Авраам узнал, что есть Один Творец, и Он — Тот, Кто вращает небесные тела, Кто создал все, и нет в мире Всевышнего, кроме Него. Авраам понял, что люди ошибаются. И ввело их в заблуждение то, что служили они звездам и изображениям столько, что исчезли у них последние понятия Истины. Аврааму было сорок лет, когда узнал он своего Творца. И так как он узнал Истину, стал опровергать ложные представления и несостоятельность взглядов жителей города Ур-Касдим. Он дискутировал с людьми о вере, спорил и говорил, что они не идут путями Истины. Он разбивал идолов и увещевал народ, что не нужно служить никому, кроме Творца мира, чтобы впредь было известно о Нем всем. И что надо уничтожить и разбить все существующие изваяния, чтобы не ошибались другие люди, как те, кому кажется, что нет иного Б-га, кроме этих идолов.

Так как то, что он говорил, было очевидно, и народ шел за ним, захотел царь убить Авраама. Но, Аврааму чудом удалось уйти из Ура в дальний город Харан. Везде он убеждал людей, что есть только Один Творец для всех и только Ему стоит служить. Он ходил от города к городу и от страны к стране и взывал к людям. И так как много людей собиралось вокруг него и задавали ему разные вопросы, он объяснял каждому по его разумению, пока не возвращал его на путь Истины. Продолжая таким образом, он дошел до страны Ханаан. Это — то, о чем сказано: “И воззвал там Именем Творца мира” (Берешит 21:33). С ним шли уже десятки тысяч людей. И вложил он в сердца людей эту великую основу, и написал о ней книги, и научил ей Ицхака, сына своего…»

Конечно, так же, как и праотец Авраам, мы должны — когда это возможно и актуально — распространять среди окружающих нас людей знание о том, что существует только Один Творец для всех и только Ему стоит служить. Но речь не идет о распространении Торы и мицвот, данных Творцом нашему народу, среди неевреев. Об этом сказано в Торе[2]: «Учение (Тору) заповедал нам Моше в наследие». Она — наследие именно еврейского народа. А неевреев, желающих выполнять те законы Торы, которые к ним относятся, следует обучать всему, что касается заповедей Бней-Ноах[3]. И об этом сказано в Вавилонском Талмуде[4] так:

«Нееврея, занимающегося Торой, следует почитать как первосвященника, и об этом сказано (Ваикра, 18:5): “…которые будет исполнять человек, и Жизнь (в Мире Грядущем) обретет ими”. Сказано “человек”[5], и имеются в виду заповеди Бней-Ноах»

Вы и сами можете увидеть, что даже в самом нашем народе есть колена коэнов, левитов, которым предписаны особые законы служения Творцу, а есть «просто» евреи, которым такие законы не предписаны. И у каждого — своя роль и задача. И первые — не должны исполнять задачу вторых, а вторые — первых. Также и у неевреев своя задача в этом мире, а евреям — Вс-вышний дал свою задачу и роль. И Тору — для того, чтобы с этой ролью справляться.

Слышал от моего учителя рава Элиши Гринберга (да продлит Вс-вышний его дни!), следующее сравнение, проясняющее эту тему[6]:

«Представьте себе крупную компанию с мировым именем. Сотрудник этой компании — работает в престижном месте, у него высокий заработок. Ему хорошо. Он специалист, и его работой компания довольна. Но представьте себе, разве хорошо будет, если абсолютно ВСЕ люди будут работать только в одной этой компании? Будет от этого хорошо компании? Самим людям?». Надо помнить о том, что каждому человеку в этом мире Творцом отведена своя, особая роль, и следует постараться справляться с ней как можно лучше!

С уважением и наилучшими пожеланиями, Зеев Гершензон


[1] Мишне Тора. Начало 1-й главы раздела «Авода зара».

[2] Дварим 33:4

[3] И об этом пишет РаМБаМ в книге Мишне Тора, раздел Шофтим, глава 10, галаха 9.

[4] Трактат Санэдрин, лист 59а.

[5] Т.е. каждый человек.

[6] Пересказ по памяти, поэтому возможны неточности.

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.