Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

В чём особая святость дней месяца Тишрей?

Темы: Суккот, Йом Кипур, Храм, Радость, Месяц Тишрей, Еврейская молитва, Жертвоприношение, Рав Зеев Гершензон

Отложить Отложено

Здравствуйте, уважаемые раввины. Пытался самостоятельно разобраться, почему в дни между Йом-Кипуром и Суккотом, а также уже после праздника Суккот в нашей общине не читают «Таханун». Но, к сожалению, так и не нашёл внятной причины. Может быть, подскажете? N.

Отвечает рав Зеев Гершензон

Шалом, уважаемый N.

Прежде всего, следует напомнить, что Таханун (тут можно найти эту молитву в переводе на русский язык) — это та часть утренней и дневной молитв, которая напоминает нам о суде Всевышнего, о наших грехах и о том, что следует раскаяться. В ней мы просим Всевышнего смягчить Его суд над нами, молим о прощении и пощаде.

Надо особо отметить, что обычаи, в какие именно дни месяца Тишрей не говорят Таханун, могут быть различными в разных местах.

Распространенный обычай — тот, о котором Вы упоминаете, он же упоминается в галахических респонсах (см. книгу Ишей Исраэль 25:17): не читать Таханун после Йом-Кипура и до конца месяца Тишрей.

Среди галахических авторитетов упоминаются следующие причины:

1. Этот месяц начинается «испытаниями» («Десять дней раскаяния», посты…), поэтому следует ему закончиться радостью (см. комментарий Шаарэй Тшува от имени Сэдэр а-ЙомМишна Брура 131:7).

2. Подобно месяцу Нисан — бОльшую часть дней этого месяца мы не произносим Таханун, т.к. эти дни обладают особой святостью. Поэтому не произносят Таханун и в остальные дни месяца.

Тут надо обратить внимание на следующее: если посчитать все общеизвестные праздничные дни (обладающие особой святостью) в месяце Тишрей, когда мы не произносим Таханун, то выйдет не более 12 дней (Рош а-Шана и Йом-Кипур, Суккот и Симхат-Тора, Шмини Ацерет…). Откуда же берется «бОльшая часть дней месяца, когда мы не произносим Таханун»? Комментаторы поясняют: речь идет о том, что Шмини Ацерет отдельный праздник («рэгель»), подобный Шавуоту: когда он заканчивался, во времена Храма еще неделю можно было приносить праздничные жертвы, которые люди не успели принести в сам праздник (см. прим. 65 в Ишей Исраэль 25:18). В таком случае эти дни подобны неделе после Шавуота, это «дни, в которые не произносят Таханун».

Но тогда возникает встречный вопрос: если мы таким образом уподобляем месяц Тишрей месяцу Нисан — то почему в дни между Рош а-Шана и Йом-Кипуром (первые десять дней Тишрея) Таханун все-таки произносят? Ответ: так как это — особые дни раскаяния, прощения и искупления, в эти дни в любом случае необходимо произносить эту часть молитвы (см. в книге Каф а-Хаим, гл. 198).

Очевидно, оба эти месяца — и Нисан, и Тишрей — обладают особой силой и святостью, которую они приносят в наш мир (см. также Когда Всевышний сотворил мир — в месяце Нисан или Тишрей?).

В некоторых общинах не произносят Таханун только в четыре дня между днём Йом-Кипур и Суккотом (в сам праздник Суккот — само собой разумеется, ведь праздник — это один из общепринятых дней, когда не говорят Таханун). Об этом обычае говорит Шульхан Арух (Орах Хаим 131:7): «Не принято произносить Таханун… в дни между Йом-Кипуром и Суккотом».

Я нашёл упоминания о нескольких причинах этого обычая:

1. Слышал от моего учителя Рава Хагая Прешла: «Таханун — это молитва о смягчении суда над нами и прощении грехов. А дни после Йом-Кипура — это дни, в которые Небесный Суд уже завершился и весь народ очистился от грехов…» Следовательно, в эти дни нет необходимости читать Таханун.

2. Это дни особой радости (после 10 дней раскаяния), которые предваряют праздник Суккот. Одна из причин радости — что в эти дни происходило освящение жертвенника в Первом Храме (построенном царем Шломо) и они были праздничными (см. в книгах Матэ Эфраим, автор рав Исраэль-Залман Маргалиот, и Сэфер а-Тодаа).

3. В эти дни, предваряющие Суккот, народ Израиля целиком занят исполнением заповедей: строительством сукки и выбором четырех видов растений — в честь Всевышнего, освящающего Израиль и праздники (см. в книге Сэфер а-Тодаа в разделе о празднике Суккот).

Тут самое место упомянуть слова рава Элиэзера Папо в его книге Пеле Йоэц (глава «Симха» — «Радость»):

«Пусть радуется народ Израиля заповедям, которые они выполняют, — радостью, к которой не примешано ничто постороннее. И тогда не будет властвовать зло (ситра ахра, буквально — “другая сторона”, противоположность святости) и гарантировано им, что пребудут в радости и остальное время и не приблизится к ним никакая беда…»

Очевидно, что дни, когда евреи соблюдают заповеди Творца самозабвенно, с великой радостью, — это святые дни, не оставляющие пространства для зла (ведь зло и беды, возникшие с грехом первого человека — властвуют лишь над тем, в чём есть реальность греха). Следовательно, те дни, когда евреи посвящают себя радости заповедей, обладают особой святостью, в них нет места для греха и для суда Всевышнего и, соответственно, для молитвы Таханун.

Желаю всем нам удостоиться выполнения заповедей Творца с настоящей радостью!

С уважением, Зеев Гершензон

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.