Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Какие мысли должны быть у человека в момент трубления в шофар?

Темы: Мысли, Рош а-Шана, Шофар, Рав Меир Мучник, Кавана

Отложить Отложено

Здравствуйте, уважаемый раввин! Скажите, пожалуйста, я читала, что в момент трубления в шофар нужно поворачивать голову справа налево. Можете, пожалуйста, объяснить, зачем это делается и какие мысли должны быть у человека в этот момент? Спасибо большое! N.

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, N.!

Что касается поворачивания головы справа налево — о таком законе или обычае мы тут не слыхали. Может быть, напишите, где именно Вы об этом читали, и проверим.

Что же касается мыслей во время трубления в шофар, то здесь уместно привести известные слова Талмуда (Рош а-Шана 34 б) о благословениях в молитве Мусаф в Рош а-Шана: «Произносите передо Мной [благословение] Малхийот [о царстве Моем], чтобы провозгласить Меня вашим Царем, [благословение] Зихронот [о “вспоминании” Моем], чтобы вспомнил Я о вас благосклонно. А каким образом? С помощью шофара».

Итак, нам надо провозгласить Б-га Царем и напомнить Ему о себе — с помощью шофара. Что это означает?

Провозгласить Б-га Царем — вроде бы, понятно. И раби Хаим из Воложина учит, что, несмотря на серьезность и суровость суда, настрой во время трубления должен быть радостно-торжественным, как при коронации Царя.

Но остаются вопросы о других аспектах процесса: о чем мы можем напомнить Б-гу? Он же знает всё и никогда ничего не забывает. И как помогает в этом шофар?

«Знание» может быть разным. Можно знать о человеке, а можно знать человека. Первое — знать о том, что он существует, но не быть с ним лично знакомым, не иметь личных отношений. Второе — быть с ним знакомым, знать его лично. Когда мы говорим о том, что Б-г «знает» или «вспоминает», имеется в виду именно второе. Ведь Б-г — не только наш Царь (Малкейну), но и наш Отец (Авину). Еврейский народ удостоен особых, личных, близких отношений с Б-гом. Но в результате наших грехов может возникнуть отчуждение, связь и близость могут ослабеть. Б-г никогда о нас не забудет, но Он будет действовать так, будто нас не знает, не близок к нам и не заботится о наших проблемах — это наши проблемы, а не Его. Эту связь и близость мы и стремимся восстановить в Рош а-Шана.

С помощью шофара, звуков шофара — коль шофар. Основное значение слова коль — «голос». И Сфат Эмет делает интересное наблюдение.

Есть два слова: коль — «голос» и дибур — «речь». Общение обычно состоит из двух этапов. Сначала один из общающихся другого зовет, чтобы обратить на себя внимание и таким образом установить связь. А затем, когда она установлена, — говорит то, что хотел сказать. Второй этап неизбежно означает произнесение конкретных слов (давар), обозначающих определенные вещи (тоже давар). Поэтому второй этап осуществляется с помощью речи (дибур).

Первый же этап — зов — не обязательно слова, это может быть лишь звук, голос (коль) зовущего, который сам по себе привлечет внимание. Автор Сфат Эмет также отмечает, что зов — более простое, но и более глубинное «общение», оно отражает саму сущность человека. Слова можно выбирать, но голос является частью самого человека, по голосу его узнают.

Теперь можно понять значение коль шофар — звука, «голоса» шофара. Это зов нашей души, обращенный к Б-гу, мы хотим напомнить Ему о себе — обратить на себя внимание Б-га, чтобы «вспомнил» нас, то есть возобновил с нами близкую и душевную связь. Разумеется, не просто так, а потому, что мы раскаялись и хотим вновь с Ним сблизиться. Об этом, значит, и надо думать во время трубления шофара — взывать душой к Б-гу и просить о близкой связи, при этом намереваясь раскаяться.

Теперь можно также глубже понять идею провозглашения Царства Б-га. Царь — не просто властитель. Он, по идее, связан с каждым из подопечных — понимает его, заботится о его нуждах — и таким образом объединяет людей в одно общество, один народ, который ведет за собой. Таким образом, «напоминание» и установление связи с Б-гом каждым из нас с помощью трубления шофара — зова души — одновременно заново устанавливает Его Царство над нами.

Итак, при трублении надо одновременно ощущать радость и торжественность момента, и любовь, и стремление восстановить близкую, личную связь. И ради этого взывать к Б-гу душой, когда трубит шофар, выражающий этот зов.

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.