Темы: Успех, Предназначение, Тора и бизнес, Рав Меир Мучник
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныКак достигнуть финансового успеха по Торе? Заранее большое спасибо. С уважением, Саймон
Здравствуйте, Саймон!
Если суть Вашего вопроса — каковы законы и принципы Торы в области ведения денежных дел, бизнеса и т. п., то в целом, разумеется, надо делать это по-честному. Не жульничать, не пытаться продавать по слишком высокой цене, а покупать по слишком низкой, не задерживать зарплату работникам и т. д. А в частности — перед нами огромная совокупность законов, представленных в своде «Шульхан Арух», разделе «Хошен Мишпат», их надо просто учить.
Если же Ваш вопрос — как Тора может помочь добиться финансового успеха и не остаться бедным, то тут, боюсь, Тора предназначается для несколько других целей. Ведь очевидно, что существуют как богатые люди, так и бедные, и среди религиозных — и весьма праведных — евреев тоже. Ибо цель Торы — помочь человеку достичь духовного успеха. Реализовать себя, исполнить свое предназначение, достичь цели своей жизни.
Финансовый же успех — это не цель жизни. Это средство. Одно из многих. Б-г дает каждому человеку свою роль и, в соответствии с этим, инструменты, которые ему необходимы для ее выполнения. Кому-то следует стать ученым, ему Б-г дает необходимый для этого тип ума. Кому-то — музыкантом, ему Б-г дает слух и голос или способность играть на определенном инструменте. А кому-то — стать филантропом (это тоже может быть ученый или музыкант, но чаще — бизнесмен), и ему Б-г дает необходимые для этого финансовые средства. Вместе с соответствующим характером — желанием использовать эти средства для помощи людям: строить больницы и школы, дома для бедных и т. д.
Тот же, кому суждено выполнять иную роль, наделяется и другим характером, и другими возможностями. Если человек склонен использовать деньги не на подобные цели, а тратить их исключительно на себя, а то и во зло, то в его руках они не будут эффективным инструментом. Такому человеку нет смысла желать финансового успеха — а только успеха в исполнении своей роли, какой бы она ни была.
Позвольте привести следующий пример из жизни. Чайковский в одном из писем высказал такую мысль: жаль, что Глинка был барином и не нуждался в деньгах. Если бы нуждался, то написал бы больше. Мне, например, продолжает Чайковский, постоянно не хватает денег, вот я и принимаю заказы отовсюду. Хочу писать симфонии, но сейчас заказали маленькие пьески, вот и выпекаю эти «музыкальные блины», а симфонии еще напишу, и так будет больше музыки. Правильная мысль, и, разумеется, не только в отношении музыки.
Все мы хотим быть материально обеспеченными, но часто сами не знаем, как это на нас отразится: больше пользы мы так принесем миру или меньше, станем лучше или нет. Известно, что власть развращает. Но это справедливо в отношении любой силы и любых возможностей, которыми можно злоупотреблять, и денег, конечно, тоже.
Это не значит, что к финансовому успеху не следует стремиться вообще — конечно, можно, и можно молиться об этом Б-гу. Слишком часто вопрос не в том, будем ли мы людьми высокого или среднего достатка, а в том, будет ли у нас работа или ее не будет вообще, хватит ли денег на то, что нам необходимо, или не хватит, — а жить-то надо. Так что надо стараться заработать то, что можно, и молить Б-га об этом.
Но при этом не следует думать, что надо непременно достичь высокого уровня дохода, и что, если соблюдение Торы и молитвы к этому не приводят, то что-то тут не так. Все так, Б-г все продумал. Главным вопросом для нас должен быть: в чем наша роль и как ее исполнить. И деньги стремиться заполучить лишь как средство для выполнения этой роли: оплаты того, что нам необходимо, и, если есть возможности, помощи другим. А если останется немного для обеспечения личного комфорта, путешествий и т. д., то можно, но в меру. Не забывая поблагодарить Б-га за такую милость и выразить восхищение чудесным миром, созданным Им, — тогда и наслаждение этим миром станет средством сближения с Ним.
С уважением, Меир Мучник
Рав Александр Кац,
из цикла «Взываю к Тебе»
Рав Меир Мучник
А где же награда сынам Исраэля?
Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес, книга рава Шауля Вагшала»
Обязанность давать в долг не является универсальной. Если заимодавец уверен, что вторая сторона не вернет одолженные деньги, он не обязан рисковать своим имуществом. Тем не менее, еврей обязан помочь малоимущему и попавшему в тяжелую ситуацию человеку.
Рав Моше Пантелят
Kакова цель всего этого?
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Рав Александр Кац,
из цикла «Взываю к Тебе»
Рав Меир Мучник
Ведь и Моше сделал исцеляющее изображение змея, а умерший воскрес, прикоснувшись к костям Элиши?
Рав Арье Кармель
...Марксизм рассматривает наемный труд как эксплуатацию человека человеком, то есть как зло. На практике же марксистский «гуманизм» лишает людей человеческого достоинства, превращает их в рабов государства, потому эта идеология потерпела крах.
Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес, книга рава Шауля Вагшала»
Предприниматель не должен утаивать правду от клиента. Например, перемешивать качественные и некачественные товары, выставлять напоказ высококачественную продукцию и утаивать низкокачественную или перепродавать другим вещи, возвращенные из-за дефектов.
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Рав Бенцион Зильбер
Меркантильность заложена во всём Завете, заключённом на Синае?
Рав Меир Мучник
В частности, к творцам, которые создают свои собственные миры?
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина