Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Рабство — это форма свободы или воспитание смирения?

Темы: Рабство, Еврейский закон, Свобода, Рав Меир Мучник

Отложить Отложено

Здравствуйте. Вопрос: РАБСТВО — что это? Это форма «свободы» или воспитание смирения? Зачем Бог определил одному человеку рабство (зависимость) от другого человека? Именно: человеку от человека. Какой смысл, согласно Торе, в этом? Ольга

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, Ольга!

Ответ на Ваш вопрос зависит от того, какое «рабство» мы с Вами обсуждаем. Если то рабство, в котором евреи находились до исхода из Египта, то оно четко противопоставлено свободе: Исход был мэ-авдут ле-херут — «из рабства на свободу».

Это не значит, что рабство было «неправильным»: если бы евреи не должны были через него пройти, Б-г не дал бы этому случиться. Поэтому мудрецы говорят, что цель все-таки была: действительно, воспитать в евреях смирение — и дисциплину, способность упорно трудиться, даже когда это нелегко. Эти качества в конечном счете помогли им стать хорошими служителями Б-га.

Ведь что интересно: даже после обретения свободы праведный еврей называется тем же словом, которое ранее обозначало «раб» — эвед (от слова авода — «работа»). Только теперь он эвед а-Шем, что можно перевести как «раб Б-га» — а можно и как «служитель». Ибо свобода не противоречит идее служения кому-то кроме себя. Но в чем же тогда различие между рабством и свободой?

В том, что в рабстве человека заставляют заниматься не своим делом, тем, что не поможет ему развить свой потенциал и реализовать себя, ограничит его. Например, заставляют класть кирпичи на стройках, мужчин заставляют заниматься женским делом, а женщин — мужским. А в условиях свободы человек может заниматься своим делом, в котором у него неограниченные возможности, развить заложенный в нем потенциал, расправить крылья. Даже если его заставляют это делать и, таким образом, он кому-то служит. Это когда прирожденный солдат, сильный и мужественный, исполняя приказ, служит Родине и добивается тех побед, на которые способен. Это когда еврей служит Б-гу, изучая Тору, занимаясь интеллектуальным анализом, продвигаясь в духовной сфере и совершая предписанные действия. В этом он способен достичь небывалых высот, поэтому возможность отправиться в этот полет называется свободой, хотя сделать это его обязал Б-г, Которому он служит.

Но есть в Торе и понятие о рабстве, о подчинении другому человеку, которое считается полезным для подчиненного. Согласно Торе, Ноах постановил, что его потомок Кнаан проклят и будет рабом других людей (Берешит 9:25). Хотя это называется «проклятьем», на практике дело обстоит несколько иначе. Тора сообщает, что таким потомком Кнаана был Элиэзер, раб Авраама — и его жизнь и деятельность явно описаны как успех. Он пользовался полным доверием Авраама и блестяще справлялся с важнейшими «проектами», такими, как сватовство Ицхака.

Так проклятье это или успех?

Ключ к разгадке — в толковании мудрецами прозвища, которое Авраам дал Элиэзеру: «Дамэсэк» (Берешит 15:2). Простой смысл этого слова — «Дамаск», т. е. город, из которого Элиэзер был родом. Но мудрецы толкуют: доле у-машке ми-торато шель рабо — он «черпал и разливал [другим] из [колодца] Торы своего господина». То есть он перенимал Тору у Авраама и разъяснял ее другим. Элиэзеру можно было доверить не только проекты в «светской» жизни, но и преподавание другим Торы Авраама. Но — только «Торы господина». «Своей Торы» Элиэзер произвести не мог. Он был не в состоянии сам ее изучать, сам прокладывать путь. Он мог лишь учиться у Авраама, перенимать его мудрость.

Человеку с такой природой лучше быть рабом: сам по себе он несамостоятелен, у него нет своего пути, — но он может весьма преуспеть в сопровождении господина в его пути. Стать его «правой рукой» во всех отношениях. Отказавшись от своего «я», не только покориться господину физически, отдать в его распоряжение свое время, но и отдать ему на воспитание свою душу, стать его «продолжением». И так перенять все достоинства господина: его мудрость, его веру, в целом его характер.

Поэтому Мидраш (Берешит Рабба 60:2) называет Элиезера эвед маскиль — «просвещенным», «мудрым» рабом. Как объясняет Сфат Эмет, его мудрость заключалась в том, чтобы осознавать свое место и свою роль в жизни и использовать по максимуму те возможности, которые были ему даны, а не пытаться выйти на свободу и обрести те возможности, которых у него не было.

Такое рабство не только полезно, но и, на самом деле, мало чем отличается от «свободы». Ведь если правильное определение «свободы» — это возможность полностью развить свой потенциал, даже если к этому кто-то обязывает, то и у такого раба, как Элиэзер, подобная возможность есть. Надо просто осознать свою роль и понять, как можно ее выполнить в той ситуации, в которой человек находится.

И хотя сегодня в нашей жизни формального рабства почти нет, эти уроки вполне применимы и к нам: ведь на практике полной свободы тоже ни у кого нет. Никто не может делать абсолютно все, что хочет, жизнь полна ограничителей. И не только в странах типа бывшего СССР, но и в так называемом «свободном мире». Свобода слова? А попробуй, выскажи в лицо начальнику или близкому человеку все, что на самом деле о нем думаешь, — посмотрим, как сложится после этого твоя карьера и судьба. Свобода перемещения? А кто на практике может поехать всегда — куда захочет и когда захочет? И на работе отпуск не дадут, и семью бросить невозможно, и денег на все поездки не хватит. (У самых богатых может хватить, но у них свои проблемы и ограничения). Так что на самом деле полной свободы нет ни у кого, все в той или иной мере «рабы», и главный тут секрет — не тосковать слишком много по тем возможностям, которых нет, а использовать те, которые есть, и развивать свой потенциал.

И помнить, что, если бы человеку была дана та «свобода», которой у него нет, это вовсе не обязательно пошло бы ему на пользу. Ведь любыми возможностями можно не только пользоваться во благо, но и злоупотреблять. Нет у человека денег, трудно ему — а если бы были, сумел бы использовать их только для того, что необходимо и полезно, а не тратить на всякую ерунду, наконец, дорвавшись? Находясь в подчинении у других людей, он вынужден быть вежливым с ними. А если сам станет начальником, то останется ли таким же вежливым, или теперь, когда не он зависит от других, а они от него, наконец, насладится «свободой слова»? Так что вовсе не всякая «свобода» на самом деле желанна.

Это не значит, что надо смиряться с любой ситуацией, — как показывает тот же исход из Египта, бывает рабство, от которого в конечном счете надо избавляться, даже если изначально через него надо было пройти. Но надо понимать, что обычно «освобождение» означает переход из одного подчинения в другое, поэтому добиваться его имеет смысл лишь в том случае, если в новом подчинении человек на практике сумеет лучше развить свой потенциал и исполнить свою роль в жизни — что и было при Исходе.

Наконец, в недельной главе Мишпатим Тора говорит еще об одном типе «раба»: эвед иври — «еврейский раб». В отличие от эвед кнаани — «кнаанского раба» это еврей, принадлежащий к народу Всевышнего, который, тем не менее, не удержался на высоком духовном уровне и проворовался. Если у него нет денег, чтобы возместить нанесенный ущерб, его «продают в рабство». Не навсегда — на шесть лет.

Но это довольно своеобразное «рабство»: Тора содержит ряд законов о гуманном обращении с таким рабом: например, если у господина есть только одна подушка, он обязан дать ее рабу. Как гласит Талмуд, в конечном счете получается, что «тот, кто купил себе раба, на практике купил себе господина» (Кидушин 20а). Какой же смысл в таком «рабстве»?

А смысл такой, что оно играет роль «исправительной колонии». Вора заставляют трудиться, только не в обществе подобных ему падших людей и уголовников, а в еврейской религиозной семье, где с ним обращаются как с человеком. Это создает реальную возможность его перевоспитания: он может приучиться к труду и, в то же время, к нормальным человеческим отношениям.

Ведь стоит обратить внимание, что, в отличие от большинства уголовных кодексов мира, Тора не предусматривает в качестве наказания тюремное заключение. Либо смертная казнь, либо бичевание, либо денежный штраф, либо обязанность принести жертву (опять же, денежные расходы). Но не лишение свободы в виде тюремного заключения, трудовой колонии и т п. Почему? Потому что это и не смерть, и не жизнь. Если за совершенный грех человек заслуживает смерти, то его надо казнить. А если не заслуживает, ему надо дать продолжить жить. А жить — значит развивать свой потенциал и выполнять свою роль, что невозможно при лишении свободы. И потому, что нет возможности делать свое дело, и потому, что, как известно, в тюрьме преступники чаще не исправляются, а наоборот, находясь в компании других уголовников, еще больше уподобляются им и становятся частью того мира — и, выйдя на свободу, продолжают в том же духе. Поэтому большинство наказаний Торы: один раз заплатить или подвергнуться бичеванию — а затем получить возможность вернуться к полноценной жизни и стать здоровым членом общества: «После того, как потерпел это унижение, он снова твой брат» (Макот 23а). И единственный вариант «лишения свободы» — это подобное «рабство»: жизнь в хорошей семье, где человеку на практике дается возможность измениться и вырасти.

Есть и еще один вариант лишения свободы, в определенном смысле, — «изгнание» непреднамеренного убийцы в город-убежище. На практике «города-убежища» были также городами, где жили левиты — святое колено, посвятившее себя служению Б-гу и изучению Торы, люди высокого духовного уровня и милосердные. Поэтому смысл «изгнания» туда — тоже не столько наказание, сколько возможность перевоспитания, изменения под их благотворным влиянием. Ведь, хотя убийство этот человек совершил непреднамеренно, он действовал неосторожно и продемонстрировал недостаточно бережное отношение к человеческой жизни. Поэтому ему надо поработать с этой своей чертой, и общество милосердных левитов может ему в этом помочь.

Таким образом, рабство и, в целом, лишение свободы может необходимым образом перевоспитать человека и привить ему недостающие качества, но может и само по себе быть полезным, если именно в таком положении человек получит возможность в полной мере развить свой потенциал — ибо именно в этом заключается истинное определение свободы.

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.