Темы: Лестница Яакова, Галут, Пророчество, Мидраш, Яаков, Рав Эльяким Залкинд, Ангел
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныВо сне Яакова ангелы обозначают изгнания еврейского народа, а их падение — избавление. А что именно обозначает лестница, по которой не стал подниматься Яаков, так как боялся, что упадет, как и ангелы? Может быть, лестница — вся история еврейского народа, а ответ Яакова — недостаточная вера в защиту Всевышнего?
Действительно, среди множества объяснений, что означает лестница, показанная Яакову в пророческом сне, есть и такой мидраш. Он приведен в Йалкут Шимони (из Мидраша Псикта дэ-рав Каана) на главу Вайеце, 121.
Вот слова мидраша:
Сказано: (Ирмеяу 30, 10): «И ты не бойся, раб Мой, Яаков, — сказал Всевышний, — и не страшись, Исраэль…» Раби Берахья от имени раби Меира сказал: этот стих относится к следующей ситуации. Показал Святой, благословен Он, нашему праотцу Яакову ангела Бавеля (Вавилона) — поднимающегося и опускающегося, и ангела Мадая (Мидии) — поднимающегося и опускающегося, и Йавана (Греции) — поднимающегося и опускающегося, и Эдома (Рима) — поднимающегося и опускающегося. Сказал ему Святой, благословен Он: Яаков, и ты — поднимайся! В тот час убоялся Яаков, сказал: как эти опустились, так будет и со мной. Сказал ему Всевышний: не бойся, Исраэль, если ты поднимешься, не опустишься. Но не поверил Яаков и не поднялся… Сказал ему Святой, благословен Он: если бы ты поверил и поднялся, не опустился бы вовеки. Теперь же, поскольку ты не поверил и не поднялся, будут твои потомки порабощены этими четырьмя царствами в этом мире… Может быть, навсегда? — На это сказано (там же, у пророка Ирмеяу): «…и не страшись, Исраэль, ибо вот, спасу Я тебя издалека и потомство твоё — из страны пленения их; и возвратится Яаков, и будет жить спокойно и мирно, и никто не будет страшить его…»
Да, вся история — это процесс постепенного обучения вере. Всех нас вместе и каждого по отдельности. И когда Всевышний обучит всех Своих воспитанников глубокой, чистой, лишенной любых сомнений вере (не торопясь, как терпеливый отец и воспитатель, мягко, учитывая возможности хрупких подопечных), тогда закончится программа этого мира.
Но вспомним, сколько было в течение всех этих тысячелетий «обучения» тех, кто закончил «с отличием» эту «школу», достойно выстоял в непростых испытаниях. Под угрозой потери имущества, ссылок, изгнаний — в одиночку, семьями, целыми общинами, всем народом. Готовых отдать жизнь, но остаться верными Всевышнему, и исполнивших это в реальности — десятками, сотнями, тысячами, миллионами — за всю историю еврейского народа, от праотца Авраама до нашего времени. А также — просто живущих, полагаясь на Всевышнего во всем, что бы ни происходило день за днем и год за годом, оберегая драгоценный дар близости к Нему. А если кто-то не смог сдать экзамены как должно, ему давались новые попытки, он возвращался для продолжения обучения и роста.
Мудрецы говорят нам, что Яаков опасался (в другой ситуации — при встрече с Эсавом), что какой-то грех, возможно, не замеченный им за собой, сделает недействительным обещание Всевышнего защищать его. Так и здесь, возможно, из-за великого трепета перед Всевышним, Яаков опасался, что не справится — он или кто-либо из его потомков. Ведь речь шла обо всем времени существования этого мира — о том, чтобы в полной «чистоте» пройти все испытания, предстоящие при крутом восхождении по лестнице, достигающей Небес. Но, так или иначе, как сказано в мидраше, Всевышний принял и выбор Яакова. И хотя этот путь оказался затяжным, Всевышний известил Яакова, что в конце пути все придут к освобождению и миру, к исполнению назначенного замысла.
С уважением, Эльяким Залкинд
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Яаков с самого детства изучал Тору. Вся его последующая жизнь была посвящена прославлению Всевышнего и исполнению Его заповедей.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Берешит»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Устная Тора о первой главе Пятикнижия.
Рав Реувен Куклин
Ведь они являются проявлением воли Творца.
Рав Эльяким Залкинд
Что бы я ни делала — повторяю судьбу своих родных. А так бы не хотелось...
Рав Натан Агрес
Как избежать мук времен прихода Машиаха?
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Берешит»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Рав Овадья Климовский
Когда были сотворены ангелы?
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель
Треть ТАНАХа посвящена пророческим предсказаниям. Уровень постижения Б-жественной мудрости разнится от одного пророка к другому. В отдельные моменты истории дар предвидения получали абсолютно все евреи.
Рав Эльяким Залкинд
Понятно, какой ущерб наносят мирозданию убийство, идолопоклонство и злословие...
Рав Берл Набутовский
Всевышний рассеял евреев по миру. Мудрецы Израиля позволили поддержать дух в теле народа.
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.