Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Из кого и как делать себе раввина? За какие деньги покупать друга?

Темы: Раввин, Пиркей Авот, Скромность, Дружба, Рав Меир Мучник, Самосовершенствование, Отношения между людьми

Отложить Отложено

Здравствуйте. Написано в Пиркей Авот: «Сделай себе Раввина, купи себе друга и отдаляйся от зла». Из кого и как делать себе раввина, за какие деньги покупать друга (min. в % от общего дохода) и как отдаляться от зла, когда даже на Шахарит я езжу в троллейбусе, в том числе и летом. А летом, когда там давка, там и прикосновения, и нескромная одежда, и невесть что ещё присутствует. Денег на личный транспорт, да еще и с водителем (сам в силу мед. причин, скорее всего, нормально за руль сесть не смогу никогда), — не зарабатываю. Спасибо. Аарон

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, Аарон!

Раввин, наставник нужен человеку для того, чтобы просвещать его в законах Торы, а также в целом учить мудрости жизни и помогать выбирать правильный путь. Для этого раввин должен не только хорошо знать законы и принципы Торы, но и знать этого конкретного человека: откуда он пришел, какие у него способности, какой у него характер — все это важно для определения его пути в жизни и действий в конкретной ситуации. Разумеется, не всегда можно сразу найти такого раввина, но стоит искать. И, если есть поблизости раввин, который может оказаться подходящим наставником, следует попытаться установить с ним связь: представиться, задавать вопросы о Торе и о жизни и т. п.

А если нет возможности установить связь с таким раввином, который Вам подходит, мишна, согласно объяснениям комментаторов, учит: «СДЕЛАЙ себе наставника» — даже из человека, который, на первый взгляд, не подходит на эту роль: он не старше или не мудрее. Ибо никто, даже самый большой мудрец, не может полностью полагаться на собственное суждение, и каждому необходимо советоваться с другими. Лучше, конечно, с теми, кто умнее его самого. Но, если таких нет, то и с любым человеком: тот может взглянуть под другим углом, предложить свежую идею. Как сказано в другой мишне Пиркей Авот (4:1): «Кто мудр? Тот, кто учится у каждого человека».

За какие деньги покупать друга? Ну, скажем, за миллион долларов. Я тут знаю одного — он за полцены согласится! А если серьезно, то, конечно, речь идет не о «покупке» «за деньги», а о том, что ради обретения друга надо быть готовым идти на жертвы — тратить драгоценное время, силы — и деньги тоже, если надо.

Следующее объяснение дает Рабейну Йона: часто для обретения — и сохранения — дружбы необходимо уметь жертвовать даже не деньгами, но другой весьма важной для нас ценностью: свободой высказывать свое мнение. Ведь сколько людей ссорится, например, из-за политических или других жизненных разногласий. Человеку естественным образом хочется высказать свое мнение и доказать всем вокруг свою правоту — а у друга найти поддержку. Но все люди разные, и даже у близкого человека может оказаться совсем иное мнение по данному вопросу. И если каждый будет заводить разговор с друзьями на волнующие его спорные темы, то очень скоро все рассорятся со всеми. Очень трудно, почти невозможно, найти такого друга, который согласится с тобой абсолютно во всем и с которым будет полное взаимопонимание. Чаще найдешь у одного друга понимание и поддержку в одной области, у другого — помощь в другой сфере и т. д.

Поэтому, если друг нам дорог и мы не хотим с ним ссориться, стоит избегать вопросов и тем, которые могут вбить между нами клин. Даже если нам очень хочется высказаться, мы воздержимся и такой ценой «купим» друга.

«И отдаляйся от зла». Вообще-то в этой мишне последние слова другие: «Суди всякого с лучшей стороны». Возможно, Вы имели в виду следующую мишну: «Отдались от дурного соседа, не связывайся с нечестивцем»? Понятно, что в первом случае речь идет именно о соседе: если он нечестивый, от него можно научиться плохому (дурной пример заразителен), попасть под его влияние, а затем и подвергнуться наказанию вместе с ним. Поэтому лучше от него отдалиться. «Не связывайся с нечестивцем» — высказывание в том же духе, только сначала мишна говорит о том, кто живет поблизости — является соседом, — и советует нам отдалиться. А затем мишна говорит о том, кто находится далеко — и советует не сближаться и не связываться (Тосафот Йом Тов).

Или же Вы имели в виду стих Тэилим (34:15): «Отдались от зла и делай добро». Здесь речь о том, что надо в целом отдаляться от нарушений запретов Торы и стремиться к выполнению ее предписаний.

Что касается поездок в троллейбусе, в целом религиозному еврею следует минимизировать нахождение среди людей, одетых не в соответствии с правилами скромности, и полностью избегать физического контакта с любой женщиной, не являющейся ближайшей родственницей. Но, в то же время, конечно, не всегда можно избежать поездок в набитом битком транспорте, не у всех есть деньги на такси и т.д. И в ситуации, когда нет выбора, надо просто стараться не смотреть на нескромно одетых женщин и по возможности избегать прикосновений.

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.