Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Надо ли идеализировать жизнь в местечках?

Темы: Раввин, Галут, Духовность, Изучение Торы, Рав Ашер Кушнир, Местечко, Гетто, Черта оседлости

Отложить Отложено

Добрый день! Слышал выступление одного раввина, который говорил о том, что в местечках было хорошо, потому что была духовность и люди в общинах поддерживали друг друга. Но ведь это чушь! Во-первых, нищета, черта оседлости, погромы. Во-вторых, какая духовность? Ведь большинство соблюдало слабо, раввинов люди часто не слушали, писали доносы. А сейчас в Израиле, да и не только в Израиле, есть безопасность, доходы нормальные, да и Тора расцветает. Разве идеализация гетто, местечек — это не галутные пережитки (пережитки изгнания — ред.)? Ведь стало в тысячу раз лучше! Владимир

Отвечает рав Ашер Кушнир

Уважаемый Владимир!

Сожалею, что Вы так расстроились из-за выступления.

На упоминаемом Вами занятии не присутствовал, поэтому сложно обсуждать, что раввин имел в виду и в каком контексте всё было сказано. Тем не менее, смею предположить, что вряд ли он восхвалял «галут» сам по себе, с нищетой и погромами, а, скорее всего, утраченные духовные еврейские ценности. А если такие ценности были в прошлом, а сейчас не существуют, то ностальгия вполне оправдана.

О чём может идти речь?

К примеру, «гетто» несло в себе идею обособления, защищённости от внешнего нееврейского влияния. Почему это важно?

Надеюсь, Вы знаете, что в Торе есть повеление кдошим тихйу. Это повеление трактуется в широком смысле как запрет «несвятых» удовольствий. В основном это относится к отношениям между полами и еде. Но, и в том, что касается мира идей, с одной стороны, и простого времяпровождения, с другой, также существуют ограничения. Эти ограничения создают в душе еврея кдуша у-тахара — правильную пропорцию в «потреблении» материального мира и духовную чистоту, а нарушение этих ограничений ведет к излишней привязанности к этому миру и духовной нечистоте.

Евреи испокон веков стремились выстроить вокруг себя заборы «гетто», чтобы, как только возможно, ограничить «несвятое» влияние на себя и своё потомство. Ведь, как опыт показывал, везде, где эти границы не были установлены, влияние внешней среды, народов мира, у которых этих ограничений нет, постепенно нарастало и через определённое время еврейская жизнь там исчезала.

Так же и в нашу эпоху, когда большая часть еврейского народа стала жить по законам народов мира, никак не соблюдая и даже не подозревая об ограничениях кдуша у-тахара, существует большая опасность их влияния на еврейскую жизнь. Поэтому религиозные евреи стараются всему путями отгородиться от этого влияния.

Но, к сожалению, в последнее время высокие заборы религиозного общества пробиты современными средствами информации, так что проёмов стало больше, чем забора. Духовная нечистота и излишняя приземлённость стали то тут, то там ощутимы.

Так почему бы не испытывать ностальгию по «гетто»?

К примеру, «гетто» несло в себе идею обособления, защищённости от внешнего нееврейского влияния. Вот сейчас этого крайне и не хватает. Высокие заборы религиозного общества пробиты современными средствами информации, так что проёмов больше, чем забора. Так почему бы не испытывать ностальгию?

Вы пишете, что сейчас Тора расцветает. Верно, с точки зрения количества евреев, которые посвящают себя изучению Торы, действительно сейчас наблюдается расцвет. Но с точки зрения качества — оставляет желать лучшего. В былые времена артели сапожников и портных заканчивали изучение всего Талмуда и знали его. Сейчас даже те, кто учится целый день в йешиве, не могут похвастаться такими успехами.

В былые времена простым работникам-евреям было ясно и очевидно, что должен у них быть раввин и что надо принимать его постановления и его содержать. Поэтому избранный комитет в каждом местечке искал наиболее знающего раввина и без него не видели возможности еврейской жизни, как частной, так и общинной. Естественно, тут и там были люди, которые не вписывались в общие рамки и не принимали раввинские требования, но в целом в прошлом у раввинов был непререкаемый авторитет. И об этом можно только с ностальгией вспоминать.

Сейчас не хватает и тех особых отношений солидарности, которые были у галутных евреев. Да, были среди них доносчики и ненавистники, но, как правило, внутри общины царили тёплые отношения и взаимопомощь. Так было хотя бы потому, что животный антисемитизм объединял судьбы всех евреев.

Да и в целом, «галутная» реальность обязывала жить общинной жизнью, а это создавало больше возможностей для людей исполнять «заповеди между человеком и человеком» — свои обязанности по отношению к ближним. И это стоит помнить…

Так что, несмотря на современную «безопасность и нормальные доходы», есть место ностальгии об утраченных еврейских ценностях из прошлой жизни.

С уважением, Ашер Кушнир

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.