Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Как объяснить, что вавилонский миф о потопе точнее мифов других народов?

Темы: Мифология, Ноах, Потоп, Вавилон, История, Натан Агрес

Отложить Отложено

Здравствуйте! Я недавно узнала о том, что существует вавилонский миф об Утнапиштиме, в котором описаны события Всемирного потопа, причем не только сюжет, но и многие детали мифа соответствуют тому, что написано о потопе в Торе. Про потоп есть немало мифов и у других народностей, но у них мало общего с Торой. Как это можно понять? Спасибо.

Отвечает рав Натан Агрес

Уважаемая E., спасибо за Ваш вопрос.

Действительно, сюжет о потопе широко распространен в мировой культуре. У всех народов, даже у примитивных племен Америки, Австралии и Африки, не имевших связи с цивилизацией Азии и Европы, есть легенды о потопе. И это вполне естественно, ведь все человечество после потопа произошло от трех сыновей Ноаха, непосредственных свидетелей этой катастрофы, как сказано (Берешит 9, 18-19): «И были сыны Ноаха, вышедшие из ковчега: Шем, и Хам, и Йефет… Эти трое — сыны Ноаха, и от них расселилась вся земля».

Историк д-р А. Смит, специалист по изучению потопа, собрал библиотеку о потопе — 80 000 книг на 72 языках, и в 70 тысячах из них говорится об остатках ковчега Ноаха!

Тора, сообщающая нам о потопе, была дана Израилю в 2448 году от сотворения мира, спустя 792 года после потопа. Содержание Торы ни для кого из народов, существовавших во время ее дарования, не было тайной. И никто из них — ни египтяне, ни ассирийцы, ни вавилоняне и др. — не оспаривали достоверность этого события…

Представим себе, что сегодня какой-то ученый сообщит о подобном катаклизме, случившемся 800 лет назад! Опровержения так и посыплются, ведь не может быть, что о таком крупномасштабном событии нет упоминания в летописях и народной памяти.

Однако сохранить все детали и подробности — это уже другой вопрос; принцип «испорченного телефона» во многом влияет на народные легенды, тем более когда их истоки уходят вглубь тысячелетий. А тот факт, что именно у вавилонян сохранилась наиболее точная картина, легко объяснить тесной связью этой культуры с еврейской мудростью.

Первая группа евреев, состоящая в основном из величайших мудрецов поколения, была изгнана в Вавилон вместе с царем Йехонией еще за одиннадцать лет до разрушения первого Храма и всеобщего изгнания туда (см. Гитин 8а). Вавилонские правители очень уважали и ценили мудрость Торы. Многие цари делали еврейских мудрецов своими личными советниками (см. книгу Даниэля и др.).

Кроме того, даже после завершения семидесятилетнего изгнания только небольшая часть народа вернулась в Иудею, а большинство все еще оставалось в Вавилоне. Еврейские общины существовали там на протяжении более тысячи лет, особенно известны знаменитые ешивы Гаонов, служившие мировым центром изучения Торы и выведения алахи (практического руководства к действию) для всей диаспоры.

Если учитывать такую тесную связь с еврейской традицией, нет ничего удивительного в том, что именно вавилонский миф отражает гораздо более точную картину событий, чем традиции других народов, не имевших возможности ознакомиться с детальным свидетельством Торы о событиях потопа.

С уважением, Натан Агрес

материалы о потопе взяты из книги рава Ицхака Зильбера, зацаль, «Беседы о Торе» гл. Ноах

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.