Темы: Будущий мир, Значение слов в Торе, Эльяким Залкинд, Сокрытие, Раскрытие Всевышнего
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныПозвольте первым делом поблагодарить за создание этого сайта, благодаря которому я смог найти ответ на многие жизненные вопросы и начать становиться другим человеком. Вопрос о терминологии: слово עולם («мир», «мироздание») означает сокрытие (Творца), при этом им же мы пользуемся для обозначения следующего витка творения (עולם הבא — «Грядущий мир»), в котором само это сокрытие должно закончиться. Есть ли у этого скрытый смысл, или то же самое слово используется просто по аналогии? Спасибо. Л.
Уважаемый Л.,
Ваш вопрос очень справедлив. Подтвердим: конечно, совпадение терминов не может быть случайностью или только аналогией. Так как язык Торы, Письменной и Устной, — язык мудрости (так называют его хазаль). А в мудрости не должно быть случайного, но всё имеет свой смысл, основание, причину. Иначе мудрость не будет цельной.
Однако начало ответа на Ваш вопрос находится уже в самом вопросе. Вы определили Грядущий мир как следующий виток творения. Хотя насколько точным является определение «виток», требует обсуждения (существует несколько мнений, что именно означает сочетание «будущий мир», — мир душ, куда душа попадает после ухода из этого мира, или время воскрешения мёртвых, или переход мира в следующее, седьмое тысячелетие и далее). Но, в любом случае, имеется в виду существование на более высоком, чем нынешний, уровне, мир, в котором раскроется несравненное знание о Творце.
А если так, почему раскрытие это названо עולם (олам) — от слова «сокрытие»,העלם (ээлэм) ?
Как Вы сказали, и Грядущий мир является творением. А всё сотворённое, будь то отдельные творения или целые миры, — ограничено. (См. об этом в начале книги Рамбама Мишнэ Тора). Сам же Творец, Создавший их, — безграничен. И потому любое раскрытие Творца Своим творениям в сотворенных мирах — неминуемо ограничено возможностями и свойствами этих миров и творений. Поэтому на любом уровне останется «сокрытие Творца». И поэтому Грядущим мир также может быть справедливо назван словом олам, означающим сокрытие. Несмотря на раскрытие Творца и озаренность Его светом, несоизмеримые с уровнем нашего мира.
С уважением и пожеланием хорошего, благословенного года, Эльяким Залкинд
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Слово Кипурим может быть прочитано как Ке-Пурим, «подобный Пуриму». Это значит, что значение Пурима даже больше, чем значение Йом Кипура!
Рав Эльяким Залкинд
Что бы я ни делала — повторяю судьбу своих родных. А так бы не хотелось...
Рав Хаим Бурштейн,
из цикла «Еврейский взгляд на мир»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Эльяким Залкинд
С какого момента время перестает существовать?
Рав Меир Мучник
Ведь и Моше сделал исцеляющее изображение змея, а умерший воскрес, прикоснувшись к костям Элиши?
Рав Моше Сытин
Когда распространился обычай так начинать свои записи?
Рав Яков Гельфман
Сам Б-г с Моше никогда не говорил?
Рав Натан Агрес
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Еврейский календарь»
Рав Эльяким Залкинд
Понятно, какой ущерб наносят мирозданию убийство, идолопоклонство и злословие...
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Сказано в Гемаре: «Он отрицает воскрешение мертвых, поэтому у него не будет удела в воскрешении мертвых, ибо Святой, благословен Он, всегда отмеряет меру за меру»
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.