Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Всевышний не может ликовать, гневаться — изменяться. Не значит ли это, что мы Его ограничиваем?

Темы: Сотворение мира, Каббала, Рамбам, Моше Абрамович, Качества Творца

Отложить Отложено

Здравствуйте, уважаемый рав. Очень хотел бы получить ответ на следующий вопрос. Я читал еврейского философа Маймонида, он в книге Мишнэ Тора написал следующее: «И поскольку это так, то все эти понятия и подобные им, которые упоминаются в Торе и у пророков, используются как иносказания или поэтические метафоры. Как сказано: “Восседающий в небесах будет смеяться” (Тегилим, 2:4); “Они гневили Меня суетой своею” (Дварим, 32:21); “как ликовал Господь” (Дварим, 28:63) и тому подобное. По этому поводу сказали мудрецы: “Тора говорит на языке, понятном человеку” (Брахот, 316). Он говорит: “Разве они Меня сердят?” (Ирмеягу, 7:19). Ведь сказано: “Я, Господь, не изменился” (Малахи, 3:6). А если бы Он временами гневался, а временами радовался, — это означало бы, что Он меняется. И все упомянутые выше понятия свойственны лишь материальным телам — бренным и грубым, “обитателям лачуг из тростника, построенных на прахе” (Ийов, 4:19), — а Он, Благословенный, неизмеримо выше всего этого».

Но со мной не согласился один христианин, к-рый сказал, что если Бог не может ни гневаться, ни радоваться, то это означает, что мы ограничиваем Бога, а Бог не может быть ограничен. Как разрешить это противоречие, основываясь на ТаНаХе? Как совместить вездесущность Бога с его неизменностью, постоянством? Здесь действительно есть противоречие? Или это просто кажимое противоречие? Буду очень признателен за ваш ответ! С.

Отвечает рав Моше Абрамович

Уважаемый С.!

Вопрос, который Вы задаёте, рассматривает Каббала — тайная Тора, поэтому его невозможно подробно обсудить в рамках «Ответов на вопросы». Но скажем несколько слов.

По определению творение не может постичь Творца. Всевышний сотворил время и пространство, а, значит, Его существование — вне времени и вне пространства — является тем, что разум человеческий неспособен постичь. Второй стих Торы гласит: «И земля была тоhу и боhу» (Бэрейшит 1, 2). Простой перевод: «и Земля была пуста и хаотична». Сказали мудрецы: тоhу — это материя без формы, поэтому тот, кто увидел бы это творение, тоhэ — удивился бы, не понимая, что он видит. А боhу — это форма без материи, что тоже недоступно человеческому разуму, который способен воспринимать только материю в определённой форме.

Поэтому всё, что мы знаем о Всевышнем, Который вне материи и вне формы, — это только то, что Он передал через Своих пророков. Сказал Всевышний Моше рабейну: «…человек не может видеть Меня и остаться в живых» (Шмот 33, 20) — и это известное определение как бы ограничивает Всевышнего: неужели Всевышний не может удовлетворить просьбу Моше рабейну и явиться ему при жизни его?

Как бы ограничивает — для человека, поскольку если не будет ограничений, человек не сможет понять сказанного. И в этом смысл слов Рамбама — Тора говорит на языке, понятном человеку.

И ещё сказано у царя Давида (Тэилим 104, 2): Всевышний «Окутан светом, как плащом». Комментирует Виленский гаон (Адэрет Элияу к Ваикра 23—44): «Всевышний облачился в свет первого дня творения и сотворил небеса. Мир как творение подобен одеянию, которое скрывает самого Всевышнего, поэтому мир называется олам — от слова нээлам — скрытый. Отсюда — не может человек, находясь в материальном мире, увидеть Всевышнего. И всё, что происходит с творением, как бы относится к одеянию, а не к сущности. И об этом слова Рамбама: “а Он, Всевышний, неизмеримо выше всего этого”. И это пример, который приводит Рамбам (Тэилим 2, 4): “Восседающий на небесах будет смеяться” — сказано в книге Зоар (глава Бешалах), что Всевышний “оденет” меру Суда и накажет пришедших на Иерусалим войной Гога и Магога — именно “оденет”». Великий комментатор Талмуда Мааршо добавляет к этому, цитируя мидраш (Нида 30а): при жизни нет возможности увидеть Всевышнего, но в качестве великой награды праведник в час своей смерти — выхода души его из этого материального мира — увидит Его.

С уважением, Моше Абрамович

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.