Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Что конкретно нужно делать, чтобы научиться говорить спокойно и мягко?

Темы: Испытание, Общение, Гнев, Исправление качеств, Самосовершенствование, Зеев Гершензон

Отложить Отложено

Здравствуйте. Пожалуйста, подскажите, что конкретно нужно делать, чтобы научиться говорить спокойно и мягко?

Отвечает рав Зеев Гершензон

Здравствуйте,

Действительно очень важно владеть своими чувствами, говорить со всеми спокойно и мягко. Рамбан[1] пишет, что благодаря этому человек может избавиться от гневливости — одного из самых негативных качеств.

Как и работа над любыми другими своими качествами и склонностями, работа по приобретению этого свойства — умения говорить спокойно и мягко — непроста, может занять долгие годы. И потребует от нас определенных усилий. Например, рассказывают, что рав Шломо Волбе (благословенна память праведника!) относительно много времени проводил возле зеркала, работая над своей улыбкой. Ведь, как сказано в трактате Пиркей Авот[2], очень важно принимать каждого человека с приветливым выражением лица, с улыбкой.

Чтобы начать контролировать свои эмоции, следует выработать в себе определенное отношение к различным ситуациям, с которыми мы встречаемся в жизни. Особенно, к тем, которые вызывают гнев. Ежедневно оценивайте свою нынешнюю реакцию в тех или иных ситуациях и сравнивайте её с желаемой. Так выработается понимание, как вести себя в подобной ситуации в следующий раз. Когда тот самый следующий раз наступит — не исключено, что, несмотря на все старания, отреагировать должным образом сразу не получится. Не стоит отчаиваться. Снова и снова проделывая эту работу, мы приобретаем это важное качество…

Надо помнить, что каждую подобную ситуацию Творец посылает как испытание — для того, чтобы дать нам возможность духовно вырасти. И чем больше усилий человек прилагает для того, чтобы выдержать это испытание, — тем больше будет награда.

Говоря о гневливости (а она — корень неспособности говорить спокойно и мягко), Рамбам[3] советует постараться «впасть» в противоположную крайность. И приучить себя не гневаться даже в тех случаях, когда положено гневаться. Тем не менее, есть ситуации, когда проявление гнева необходимо — например, при воспитании детей или при руководстве группой людей. Рамбам предлагает поступать в такой ситуации следующим образом: только внешне показывать, что разгневан[4], но внутренне — оставаться спокойным, не гневаться на самом деле.

Маараль из Праги в своем комментарии на Тору, Гур Арье, следующим образом комментирует слова «…не поверили Мне и не явили святость Мою…»[5], которые Всевышний говорит Моше и Аарону после того, как Моше-рабейну ударил по скале, чтобы извлечь воду:

«…удар по скале — проявление гнева и неверия. Ведь тот, кто верит в Б-га, испытывает только радость. Именно в этом — основа веры: тот, кто верит в Него и уверен в Нём — пребывает в радости (так как человек в любой ситуации знает, что все деяния Всевышнего — абсолютное добро). А там, где есть гнев, — нет веры. И то, что по скале ударили дважды, — показывает на недостаток уверенности в Нём. И это известно: тот, кто не относится к Всевышнему с полной верой, — пребывает в гневе и напряжении…»

Видимо, нам надо извлечь из этого урок и для нашего общения с другими людьми. Тот, кто верит в Него и уверен в Нём, — пребывает в радости и спокойствии, не переживает и не гневается на других. Ведь он знает, что всё в мире управляется Всевышним и, в любом случае, все, что происходит, — к лучшему.

С уважением, Зеев Гершензон


[1] В своей знаменитой Игерет Рамбан — Послании к сыну в Барселону.

[2] 1-я глава, 15-я мишна

[3] Мишнэ Тора, раздел Ильхот Дэот 2:3.

[4] Т.н. «гнев лица».

[5] Бэмидбар, 20:12.

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.