Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Могу ли я составить благословение на мытье одежды по аналогии с благословением на омовение рук?

Темы: Одежда, Благословения, Омовение рук, Зеев Гершензон, Стирка

Отложить Отложено

Здравствуйте, Ребе! У нас есть повеление Вс-вышнего «Освятитесь и будьте святы, ведь Я — Б-г ваш», это относят и к мытью рук, к личной гигиене. Ведь имеем же мы благословение «…Одаривший нас заповедями Своими и Повелевший нам совершать омовение рук». Вопрос заключается в следующем: существует ли что-то подобное в отношении личной гигиены или, скажем, в отношении мытья одежды? Например, я ежедневно протираю свой брезентовый рюкзак влажными салфетками или тряпочками, протираю по аналогии, а то и мою, ботинки и кожаную (кожзам, иск. мех) куртку. Есть ли благословения на протирку одежды и носимых вещей? А если нет, можно ли самому их составить, исходя из общей формы, упомянув как материалы, так и род употребления объекта, над которым будет произноситься благословение? Алексей

Отвечает рав Зеев Гершензон

Здравствуйте, уважаемый Алексей,

Очень похвально, что Вы стараетесь, чтобы всё в Вашем поведении соответствовало Торе, даже обращение с одеждой.

При омовении рук, например, перед трапезой с хлебом, мы действительно произносим благословение, о котором Вы говорите. Наши мудрецы объясняют[1], что это необходимо, т.к. омовение рук — не только личная гигиена, но и выполнение особой заповеди, цель которой — достижение святости и духовной чистоты. Выполняя эту заповедь, человек «освящает» особую связь с пищей, которая возникает в процессе еды[2], и даже совершает служение, подобное служению коэнов в Храме[3].

Надо отметить: стих[4] Торы, который Вы привели, говорит именно о заповеди омовения рук перед трапезой и в конце трапезы (т.н. маим ахароним). Мудрецы Талмуда толкуют[5] слова Торы следующим образом: «Освятитесь — омовение рук перед трапезой, и будьте святы — омовение рук в конце трапезы». Как Вы видите, мудрецы связывают эти слова с определёнными действиями.

В Вавилонском Талмуде сказано[6]: каждый, кто ест хлеб, не омывая рук, — словно входит к женщине лёгкого поведения. Маараль из Праги в своей книге Нэтивот Олам выражает удивление: что здесь может быть общего? И отвечает: дело в том, что отношениям с такой женщиной «не хватает святости», т.к. она не была посвящена в жёны. При заключении брака женщина посвящается мужчине в жёны. Отношения же с женщиной лёгкого поведения — лишь телесные, без святости. И когда едят хлеб без омовения, это тоже не более чем телесное действие, без святости. Ведь именно про омовение рук сказано «Освятитесь…»[7]. Человеку следует есть хлеб в святости, не отдаваться полностью лишь желаниями тела. Подобно этому: отношения мужчины и женщины не должны быть только телесными, необходимо посвящение.

Тем не менее, можно привести и некоторые доказательства в пользу того, о чем Вы пишете.

В Вавилонском Талмуде[8] приводится барайта: «Следует человеку каждый день мыть лицо, руки и ноги, делая это ради славы Того, Кто его сотворил». Раши в комментарии к Талмуду объясняет: человек сотворен по образу Всевышнего, и, выполняя это, умножает Его славу.

Еще одно объяснение приводит Маарцах[9]. Он говорит: барайта — о том, что, совершая любое действие, человек может иметь в виду, что совершает его ради служения Творцу. Тогда вся его жизнь будет наполнена служением Творцу и святостью. Так и в данном случае. Когда человек посвящает время уходу за собой, ему следует иметь в виду: он делает это, чтобы его тело не было запущенным и больным. А было бы исправным «инструментом» служения.

Мидраш Рабба[10] приводит интересную историю. Как-то одного из величайших еврейских мудрецов, которого звали Илель а-Закен, провожали ученики. Увидев, что учитель очень торопится[11], они спросили его:

— Раби, куда ты торопишься?

— Выполнять заповедь, — ответил он им.

— Что это за заповедь?

— Мыться в бане.

— Разве есть такая заповедь?

— Да, — ответил им Илель. — Ведь даже при каждой статуе нееврейских царей, установленной в публичном месте, состоит особый человек, который содержит её в чистоте и порядке. И эта статуя даёт ему пропитание[12] и даже «связывает» его с царём! Тем более — следует следить за собой мне, сотворенному по Образу и Подобию, как об этом сказано в Торе: И сотворил Б-г человека… по образу Б-жьему[13]!

Как видим, мудрецы подчеркивают, насколько важно, чтобы человек, сотворенный по образу Творца, содержал своё тело достойно. Ведь этим он прославляет Самого Всевышнего. Тем более это верно, когда речь идёт о еврее, вся задача которого в этом мире — быть достойным представителем Всевышнего и Его Торы среди народов. Ему следует вести себя так, чтобы окружающие говорили: «Счастлив этот человек, живущий по законам Торы!» и чтобы никому не пришло в голову сказать: «Горе этому человеку, живущему по законам Торы, и тот, кто не живет по законам Торы, — счастлив!».

Теперь попробуем ответить конкретно на Ваш вопрос. Мудрецы Торы, зная все то, о чем мы говорили выше, не установили благословений на действия, связанные с личной гигиеной. Несмотря на то, что когда человек «держит в голове», что совершает эти действия ради служения Творцу, — они привносят в его жизнь дополнительную святость.

Мы не можем ничего прибавить к тем благословениям, которые были составлены и установлены на поколения мудрецами Великого собрания в соответствии с их знанием — а они обладали знанием скрытых частей Торы и тайн мироздания.

К тому же одна из причин того, что на выполнение некоторых заповедей не были установлены благословения, следующая: эти действия являются само собой разумеющимися и естественными для любого нормального человека.

Тем не менее, конечно же, Вы можете, выполняя какие-либо действия, связанные с личной гигиеной и чистотой, иметь в виду, что делаете это ради служения Творцу: чтобы прославить Всевышнего и поддержать достоинство тех, кто Ему служит, а также — для того, чтобы Вам было более комфортно и удобно служить Ему. Можете быть уверены, что такое намерение — желанно в глазах Всевышнего. Никакого благословения при этом произносить не нужно.

С уважением и наилучшими пожеланиями, Зеев Гершензон


[1] Сборник респонсов Диврэй Менахем, 21.

[2] См. ниже объяснение Маараля из Праги.

[3] Они также омывали руки, как это предписывалось законами ритуальной чистоты, и это — одна из причин, по которой мудрецы предписали нам омывать руки (см. Мишна Брура, 158:1).

[4] Ваикра 11:44.

[5] Трактат Брахот, лист 53 б.

[6] Трактат Сота, лист 4 б.

[7] Кстати, на языке наших мудрецов телесные отношения мужчины и женщины зачастую называются «еда».

[8] Трактат Шабат 50 б.

[9] Комментируя приведенное выше объяснение Раши.

[10] Ваикра, Бэар 34:3.

[11] Согласно объяснению Эц Хаим.

[12] Имеется в виду оплата работы этого человека из царской казны.

[13] Бэрейшит 1:27.

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.