Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Если все предопределено, как бы Адам мог избежать грехопадения, не нарушив общего сценария?

Темы: Предопределение, Свобода выбора, Овадья Климовский, Адам

Отложить Отложено

Если во время Творения Всевышний смотрел в Тору, то как бы Адам смог избежать грехопадения, не нарушив общего сценария? Можно ли назвать грехом поступок, совершаемый, когда выбора нет, когда то, что должно или не должно произойти, уже произошло? Спасибо. С уважением, А.

Отвечает рав Овадья Климовский

Шалом, уважаемый А.!

Вы задаете вечный вопрос. Он сформулирован уже в трактате Авот (3, 15: «Все предопределено, и свобода дана…»). Парадокс свободы выбора и предопределения занимал лучшие умы в течение веков, но до конца постичь это все равно невозможно, ибо мы живем в мире, ограниченном временными (помимо прочих) рамками. Но приблизиться к пониманию этого можно, если учтем тот факт, что Всевышний подобными рамками не ограничен, равно как и ничем другим. Поэтому Он не «знает наперед» о том, что будет. Он уже находится там, однако нас, находящихся только на временной точке, это не лишает свободы выбрать то, что мы выберем.

Безусловно, Вы правы — никак нельзя назвать грехом поступок, который человек совершил, не выбирая. Но в свете сказанного, понимаем мы это или нет, мы должны признать, что свобода выбора, все же, есть, поэтому наказание за грехи легитимно.

Особенно интересно Ваше замечание о «сценарии» — действительно, Великий Режиссер расставляет актеров, которые выбирают, как им поступить — какую роль сыграть, так, чтобы общий задуманный сценарий не вышел из тех рамок, которые Он задал. Однако внутри этих рамок возможны различные варианты развития событий.

С уважением, Овадья Климовский

Материалы по теме

Есть ли свобода выбора?

Мирьям Климовская

Влияние среды и воспитания, как и всяких "нейрофизиологических факторов" на поведение человека сильно преувеличено современной наукой. Почему?

Знание Б-га не противоречит свободе выбора?

Рав Реувен Куклин

Все предопределено, и свобода дана?

Предопределение и свободная воля

Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»

Б-г абсолютен и безупречен во всех смыслах, — это аксиома и один из фундаментальных принципов Торы. Поскольку Он не подвластен времени, Ему известно будущее. Поэтому, если Б-г знает о намерении человека совершить то или иное действие, можно ли говорить, что человек поступает так по свободному выбору? По логике вещей, он вынужден совершить его, поскольку Творец знал об этом действии еще до его осуществления — никакого другого варианта просто нет. Человеку может казаться, что он выбирает между вариантами, но в действительности существует лишь одна возможность и у человека нет никакой свободной воли.

Свобода выбора и предопределение 1

Рав Моше Пантелят,
из цикла «Свобода выбора, мировоззренческие вопросы»


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.