Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Кому Бог даровал душу, если я и есть душа?

Темы: Душа, Благословение, Значение слов в Торе, Даниэль Маршальский

Отложить Отложено

Шалом! Прочитал, что я=Душа. Как же тогда понять слова в Благословении души, которое еврей произносит по пробуждении: «Душа, которую Ты даровал мне…»? Если я=Душа, то кому «мне»? Спасибо! Владимир

Отвечает рав Даниель Маршальский

Здравствуйте, Владимир.

Такой вопрос возникает из-за неточного перевода слова нэшама.

Душа состоит из трёх составляющих: нэфеш, руах и нэшама (в Каббале душа называется НаРаН — сокращение этих трёх слов).

Виленский Гаон в конце книги Сифра дэ-Цниута, а также в своём комментарии на книгу Йецира объясняет, что нэфеш — это та часть души, которая «отвечает» за функционирование человеческого организма, то есть та часть, благодаря которой мы можем двигаться, испытывать голод, усталость или боль. Без неё человеческое тело — всего лишь мешок с костями.

Нэшама — часть души, которая связывает человека с духовными мирами и, таким образом, позволяет его действиям влиять на окружающей мир.

Нэфеш тянет человека к материальности и к материальным потребностям, порождает, в конечном счёте, такие свойства, как эгоизм. Нэшама, наоборот, тянет человека к духовности, «отвечает» за его духовные стремления, такие, например, как помочь соседу, накормить бездомного и т.д.

То, что стоит между нэфеш и нэшама и связывает их вместе, давая человеку возможность выбирать, это руах. Пишет Гаон из Вильно: руах — это то, что присуще только человеку, то, что отличает его от остальных созданий. То есть возможность выбирать.

Поэтому под словом «Я» подразумевается именно руах.

В благословении, о котором Вы спрашиваете, упоминается нэшама.

С уважением, Даниэль Маршальский

Читайте: Кто такой Б-г — Творец мира?

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.