Темы: Неевреи, Мировоззрение, Литература, Даниэль Маршальский
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныСуществует ли запрет на чтение нееврейских книг? Если точнее, то меня интересует, запрещено ли читать мифы древних народов и «Божественную комедию» Данте Алигьери? Н.
Здравствуйте, Н.,
Талмуд (трактат Санэдрин) приводит мишну, которая гласит: у каждого еврея есть доля в олам а-ба — будущем мире, кроме тех, кто отрицает грядущее воскрешение мертвых, Б-жественное происхождение Торы и неограниченность власти Всевышнего. Раби Акива добавляет в этот список и тех, кто читает сфарим хицониим.
Это книги, которые по разным причинам не были включены в Танах, несмотря на свое сходство с книгами Танаха. Надо подчеркнуть: в них нет отрицания еврейства, наоборот, они очень похожи на книги Танаха и по смыслу.
Почему же раби Акива запретил их читать?
Талмуд приводит два объяснения. Первое: раби Акива запретил читать книги, отрицающие принципы еврейства, а не книги, оставшиеся вне еврейского канона. Второе объяснение — мнение рава Йосефа: книги, не вошедшие в канон, тоже запрещены, так как содержат много ошибок.
Рамбам в комментарии к Мишне объединяет эти два объяснения и пишет: нельзя читать книги, отрицающие принципы иудаизма, и книги, не вошедшие в еврейский канон, так как в них содержатся не слова мудрости, а слова ненормальных, больных людей.
Рав Овадья из Бартануры (из Бертиноро; 15-ый век), комментируя эту мишну, добавляет в список книги Аристотеля и других греческих философов. Однако Рамбам (Маймонид) читал и изучал греческих философов, как это следует из его книг.
Автор Бейт а-Бхира (рав Менахем Меири, 13-ый век) объясняет: читать книги, не вошедшие в еврейский канон, запрещено, только если читатель воспримет их как истину. Но заглядывать в эти книги, не принимая их как истину, запрета нет.
Иерусалимский Талмуд отделяет книги, не вошедшие в еврейский канон, — их нельзя читать, так как человек по ошибке может принять их за истину, — от книг греческих поэтов, которые читать можно, так как их за истину не принимают.
Таким образом, из приведенных источников следует, что читать греческие мифы можно, так как ни один здравомыслящей человек их за истину не примет. Но вот «Божественную комедию» Данте, оперирующую понятиями, общими для евреев и христиан (ад, наказание грешников), можно «эмоционально» воспринять как истину. Хотя образы, созданные великим поэтом, не соответствуют еврейскому мировоззрению.
С уважением, Даниэль Маршальский
Рав Реувен Куклин
Правда ли что мы для вас хуже животных и вы вольны делать с нами всё что захотите?
Редакция Толдот
Рав Даниэль Маршальский родился в 1980 в г. Львове, в ноябре 1990 года совершил алию в Землю Исраиля
Гади Поллак
Рав Михаэль Гитик,
из цикла «Знакомьтесь — еврейство»
Рав Цви Вассерман
Понимание жизни как служения, полное подчинение ему всего человеческого существа, при том, что источником и одновременно целью служения является сам Б-г — придает облику еврея уникальнейшие черты, делает его совершенной загадкой для ума, мыслящего рационально.
Рав Ашер Кушнир
Слово «гой» — унизительное?
Рав Даниель Маршальский
Эта связь рвется? Тогда насколько они были одним человеком?
Гади Поллак
Гади Поллак
Рав Хаим Бурштейн
Рав Реувен Куклин
Евреи в Египте были гоями?..
Рав Даниель Маршальский
Почему же часто говорят и пишут «Отец Небесный»?
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.