Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Автор Тании полагал, что Моше недоставало веры в Б-га?

Темы: Моше, Гнев, Рав Бенцион Зильбер, Праведники, Вера

Отложить Отложено

Шолом Алейхем, рав Бенцион! Извините, что отнимаю у вас время, но мой вопрос к вам требует предисловия. Есть такой портал в интернете «Заметки по еврейской истории», руководимый Евгением Берковичем. Он давно перерос свое название, там издаются три интернетных журнала, имеются форумы и гостевая книга со свободным доступом. Теперь перехожу к делу.

Не так давно кто-то вывесил в гостевой текст от вашего имени: ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ СЕРДИМСЯ, Рав Бен-Цион Зильбер: Закончилось сражение с Мидьяном. «И вышли Моше и Элазар-священнослужитель, и все предводители общины навстречу им (войскам) за пределы стана. И разгневался Моше на военачальников… возвращавшихся из военного похода… И сказал Элазар-священнослужитель воинам, ходившим на войну: Вот закон учения, какой заповедал Г-сподь Моше…» (Бэмидбар, 31:13—14, 21). Далее шли толкования, ссылки на Талмуд, рава Салантера — все по порядку, и была такая концовка: «Сказано в Тании, что чувство гнева свидетельствует о недостатке веры в Б-га: тот, кто гневается, не осознает, что все происходящее в мире не случайно».

На это я, признаюсь, позволил себе такой комментарий: «Значит, гнев тоже происходит и проявляется не случайно. Второе замечание: если так, то у Моше, по-видимому, был недостаток веры в Б-га… С большим уважением отношусь к Баал-Тания (автору Тании) и потому — либо неточный перевод, либо вырвано из контекста, либо еще какой огрех…». Я понимаю теперь, что нужно было сказать это иначе. А вопрос у меня такой: был ли я неправ по смыслу? И если да, то в чем? Заранее благодарен. Песах Майбурд. Обо мне можно навести справки у р. Иеуды Авреха и р. Цви Патласа

Отвечает рав Бенцион Зильбер

Уважаемый Песах!

Ваш вопрос очень верный и интересный.

Как мне сказал один талмид-хахам, есть два вида гнева: гнев «личный» — почему мне не сделали то, что я желал, почему автобус опоздал и т.д., и т.п. В корне такого гнева имеется элемент неверия в то, что всё, что происходит в мире, происходит по воле Б-га.

А есть другой гнев — почему человек делает что-то не по Торе?! Этот гнев не имеет в себе никакого элемента неверия — это возмущение тем, что другой человек поступает не по Торе, обличение этого человека. Таков был гнев Моше — почему поступили не так, как следует по Торе?

Но даже и такой справедливый гнев отнимает у человека мудрость и пророчество, как об этом говорит Талмуд.

С уважением, Бен-Цион Зильбер

Читайте: Праведники грешат?

Царь Соломон поклонялся идолам?

Кто праведнее царя Давида и Моше-рабейну?

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.