Темы: Рав Реувен Куклин, Шма Исраэль, Страхи
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом! В Вашем ответе на вопрос «Имеются ли у людей персональные ангелы-хранители», Вы говорите: «Сказали мудрецы (Мегила 3а): если человек вдруг ощущает “беспричинный” страх, следует прочесть Шма Исраэль, чтобы избежать опасности — сам человек не видит опасности, но, может быть, ангел его видит, поэтому и испытывает человек внезапный страх». Можно об этом поподробнее? Нужно читать все три отрывка или только первый? У нас заповедь читать Шма два раза в день, а если, ощутив такой беспричинный страх, будет сказано Шма — засчитается ли это как заповедь читать Шма? Спасибо!
Хава
Уважаемая Хава,
Вы задаете интересный вопрос. Нигде в священных книгах не видел подробного обсуждения такого Шма. Однако думаю, что это можно уподобить чтению Криат Шма перед сном. Мудрецы говорят (трактат Брахот 5а), что перед сном Шма читают, чтобы уберечься от злых духов. Когда человек чувствует духовную опасность, ему также следует произнести Криат Шма.
В Талмуде сказано (Трактат Брахот 60 б), что при чтении Шма перед сном необходимо произнести первую часть (до Вэ-айа им шамоа — «И будет: если вы будете послушны…»). Поэтому можно предположить, что Талмуд в трактате Мегила имеет в виду эту первую часть Криат Шма, и именно её следует произнести, чтобы уберечься от злых духов.
Такое произнесение Шма никак не связано с обязанностью читать Криат Шма два раза в день. Просто слова Шма обладают способностью удалять злых духов. Талмуд в трактате Брахот (5а) уподобляет человека, читающего Шма, тому, кто держит в руках меч. И ещё говорит Талмуд, что от каждого, кто читает Шма, удаляются злые духи.
Почему же именно Шма обладает подобным свойством? Думаю, потому, что в этой молитве говорится о единстве Творца и о заповеди любить Его всем сердцем и всей душой. Тот, кто читает Криат Шма, «слыша» её слова, приближается к Творцу. А тому, кто близок к Нему, не страшны никакие духи.
Если человек произнёс Шма, опасаясь злых духов, но и намереваясь также выполнить заповедь Криат Шма, — он её выполнил, при условии, что произнёс молитву вовремя. И ему надо будет произнести ещё две оставшиеся главы Криат Шма. Похожий закон приводит Мишна (Брахот 2, 1): человек, который, читая Тору, прочёл стихи, содержащие Криат Шма, намереваясь выполнить заповедь чтения Шма, — выполнил её.
С уважением, Реувен Куклин
Слушайте: Шма Исраэль. Комментарии к молитве
Рав Реувен Куклин
Велик тот, кто обязан и выполняет свои обязанности?
Рав Реувен Куклин
Правда ли что мы для вас хуже животных и вы вольны делать с нами всё что захотите?
Рав Реувен Куклин
Рав Реувен Куклин
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Комментарии к молитве»
Рав Бенцион Зильбер
Что такое «тотафот»?
Рав Зеев Урман
В чем Милосердие меры Суда?
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Тора и Психология»
Хочешь приблизиться к Творцу – убери отрицательные эмоции.
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Тора и Психология»
Человек Торы живет с постоянным ощущением присутствия Всевышнего. Сначала тяжелое чувство: никогда и нигде нельзя уединиться, – но одновременно и необычайно приятное ощущение: твой Помощник всегда с тобой. Он тебя не покинет.
Рав Даниель Маршальский
Зачем нужен страх?
Рав Берл Набутовский
Каков первый шаг к подчинению самому себе?
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.