Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Имеются ли у людей персональные ангелы-хранители?

Темы: Рав Реувен Куклин, Каббала, Страх, Ангел

Отложить Отложено

Имеются ли у людей персональные ангелы-хранители, что по этому поводу говорится в Торе? Сергей, Москва

Отвечает рав Реувен Куклин

Уважаемый Сергей!

Мудрецы учат, что у каждого человека есть ангел-хранитель. И не только у каждого человека, но даже у каждого растения есть ангел, охраняющий его. Так говорят мудрецы (Зоар, Бэрейшит 251, а; также мидраш в Бэрейшит Рабба 10, 6 от имени рабби Симона): «Нет ни одной травинки внизу, над которой не было бы управителя наверху, он охраняет её, ударяет её и говорит ей: “Расти!”».

Величайший каббалист Аризаль в своей книге Шаар а-Гильгулим (Предисловие 25) добавляет, что и у неодушевленного предмета есть свой ангел-управитель. Так, к примеру, каждого камня также есть свой управитель. Когда два камня соединяются, один из двух управителей «упраздняется», т.к. его работа закончена, а когда камень распадается на две части, над второй частью назначается ещё один управитель.

Талмуд (Хулин 91б) говорит, что, когда Яаков, когда лег спать, будучи по дороге в Харан, он положил несколько камней под свою голову (см. Бэрейшит 28, 11). Камни начали спорить между собой: «На меня положит праведник свою голову», и Всевышний объединил эти камни[1]. Основываясь вышеупомянутых словах Аризаля, рав Штайнман в своей книге Айелет а-Шахар объясняет слова мудрецов. С момента объединения над всеми камнями в изголовье Яакова встал один ангел-управитель, поэтому уже не имело значения, на какой из них Яаков положит голову.

И так — везде, где мудрецы упоминают «разговоры» неодушевлённых предметов: речь идёт не о самих этих предметах, а об их ангелах.

Сказали мудрецы (Мегила 3а): если человек вдруг ощущает «беспричинный» страх, следует прочесть Шма Исраэль, чтобы избежать опасности — сам человек не видит опасности, но, может быть, ангел его видит, поэтому и испытывает человек внезапный страх.

С уважением, Реувен Куклин

Читайте: Ангел-хранитель евреев



[1] Слова мудрецов основываются на противоречии (на первый взгляд) между псуким. В пасуке 11 сказано: «И взял [Яаков] из камней того места, и положил себе изголовьем…». Из этого видно, что было несколько камней. А в пасуке 18 сказано: «И встал Яаков рано утром, и взял камень, который он положил себе изголовьем…». Из этого видно, что был только один камень под головой Яакова.

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.