Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Как правильно бояться родителей и Всевышнего?

Темы: Суббота, Почитание родителей, Страх, Богобоязненность, Берл Набутовский

Отложить Отложено

Шалом! Мне не совсем понятно, что вкладывается в понятие страха, когда в Библии говорится о том, что дети должны бояться своих родителей (Лев.19:3), ну, и о страхе перед Всевышним (Иов.13:11; 28:28; Пс.2:11) хотелось бы понять получше. Речь идет о страхе наказания? О страхе перед превосходящей силой? О страхе или боязни огорчить? Заранее благодарю за ответ, Александр, Брест

Отвечает рав Берл Набутовский

Уважаемый Александр!

Спасибо за интересные вопросы!

На первый вопрос отвечает Рабби Шимшон-Рэфаэль Гирш. Его объяснение основывается на том, что слово, которое используется в этом стихе, — тирау — можно связать со словом йира, что означает «страх», или со словом мора, что означает «благоговение». Все эти слова происходят от корня йара. В Торе есть также заповедь уважать родителей. «Уважайте», «почитайте» — кибду, корень кавад.

Рав Гирш пишет так: благоговение перед матерью и отцом и святость субботы (которая упоминается в том же стихе) приучают человека жить в святости (о которой идёт речь в этом отрывке) от момента рождения до момента смерти. Благоговение перед матерью и отцом — это первый шаг в сторону святости. Здесь не идёт речь о страхе перед родителями. Разве можно представить себе, что мы должны исполнять эту заповедь только в присутствии родителей? (Т.е., мы явно не должны испытывать животный страх перед ними). На самом деле, благоговение перед родителями заключается в том, чтобы постоянно представлять себе образ родителей и помнить их волю. Ведь человек обязан её выполнять!

Начало благоговения — это послушание. Требуется подчинить свою волю воле того, перед кем благоговеешь.

Мы уже упоминали роль, которую играют родители, когда говорили о заповеди уважать отца и мать — одной из Десяти заповедей. Ведь родители дарят своим детям не только физическое существование. Они также делают возможным наше духовное существование в рамках иудаизма. Они «вводят» следующее поколение в историю еврейского народа и свидетельствуют о получении Б-жественной Торы еврейским народом. Поэтому не материальные блага, которые родители передают детям, служат основой заповеди уважать родителей. В основе этой заповеди лежит тот факт, что родители передают детям цель и смысл жизни. Тот, кто почитает отца и мать, почитает Всевышнего и проявление Его в Торе и в истории. Здесь, в стихах, где идёт речь о святости, особо выделяется обязанность слушаться родителей. Подчинение своей воли воле родителей и отказ от своих желаний в пользу желаний родителей — это первый шаг к подчинению самому себе. Именно с этого начинается развитие силы воли. Эта подготовка позволит молодому человеку выйти из-под контроля желаний и подчинить их своему интеллекту. Она высвободит в нём высшие, Б-жественные силы и позволит ему вести себя нравственно. Именно это и есть настоящая святость!

Что касается страха перед Всевышним, существует два уровня страха. Первый, более низкий уровень — это страх наказания. Второй — трепет перед Б-гом и Его величием. Второго уровня можно достичь с помощью самосовершенствования и познания Его мудрости и Его воли, заключённых в Торе.

С уважением, Берл Набутовский

Читайте: Парадокс личности

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.