Темы: Рав Реувен Куклин, Храм, Чудеса, Изучение Торы, Жертвоприношение
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом! Какой запах слышали когены, левиты и исраэлиты в Храме? Что значит написанное в РаШИ, что минхат они плохо пахло? От какого запаха женщины не выкидывали чудесным образом (Пиркей авот 5 гл.)? Запах воскурений золотого жертвенника как далеко распространялся? Тода раба! Р.
Уважаемый Р.,
Отвечаю на Ваши вопросы по порядку:
Какой запах чувствовали коэны, левиты и исраэлиты в Храме?
В Храме царил запах благовония кторет («воскурение»), которое воскуряли на золотом жертвеннике. Этот запах был настолько сильным, что невесте, находящейся в Иерусалиме, не надо было пользоваться духами, как сказано в трактате Йома (39 б). В Храме чувствовались и другие запахи. Например, запах жареного мяса, который шёл от воскуряемых жертвоприношений.
От какого запаха женщины не выкидывали чудесным образом?
О запахе жареного мяса сказано в Пиркей Авот (5, 5): не было ни одного случая, чтобы у женщины случился выкидыш из-за этого запаха. Это чудо, наряду с другими чудесами, происходившими в Храме, свидетельствует о том, что Храм являлся местом, где материальное встречалось с духовным, где материальной субстанции предоставлялась возможность превратиться в духовную.
Что значит написанное в РаШИ, что минха (мучное жертвоприношение) плохо пахла?
Мне не известен ни один комментарий Раши, где бы он писал, что у минхи был нехороший запах. Предполагаю, что Вы ошиблись и на самом деле речь идёт о комментарии Раши о принесении в жертву птицы. Тора предписала воскуривать её вместе с перьями (Ваикра 1, 17). Раши пишет об этом следующее: «Но ведь нет человека, который мог бы вынести запах паленого пера! Почему же Писание повелевает принести (и воскурить ее вместе с перьями)? Для того чтобы жертвенник был насыщен и украшен жертвоприношением неимущего (который не в состоянии принести жертву из скота; а птица выглядит лучше с перьями)».
Источник этого комментария Раши — в мидраше Ваикра Рабба (3). Из этого высказывания мудрецов ясно, насколько важно Творцу жертвоприношение неимущего. Ведь для Него главное — само желание человека служить Ему, а делает это каждый согласно своим возможностям. И так сказали мудрецы (Санедрин 106 б): «Милосердному нужно сердце (желание)».
Этот принцип мудрецы выводят и из следующего: Тора употребляет одинаковые выражения и когда речь идёт о минхе (мучном жертвоприношении) — наиболее дешёвом, и когда речь идёт о самом дорогом жертвоприношении — из крупного рогатого скота. Об обоих Тора говорит (о минхе — в Ваикра 2, 2, о жертвоприношении из крупного рогатого скота — в Ваикра 1, 9): «благоухание Г-споду». Из этого учат мудрецы Мишны (Менахот 13, 11): «Много ли принёс [богатый], мало ли принёс [бедный, для Всевышнего их жертвоприношения] одинаковы, лишь бы человек устремил сердце свое к Небесам». (Важно подчеркнуть: речь не идёт о человеке, который мог принести в жертву много, а принёс мало; здесь говорится только о том, кто не мог принести много: именно его дешёвое приношение приравнивается к дорогому приношению, как пишет Тосфот Йом Тов в комментарии на Пиркей Авот (2, 15)).
Это же относится и к изучению Торы, и к исполнению любой заповеди. Если человек видит, что он не в состоянии уделять много времени изучению Торы, добиться в ней обширных и глубоких знаний, он не должен впадать в отчаяние. Пусть учит, сколько может, и его учёба будет приятна Творцу так же, как интенсивная учёба человека, которому она по силам.
Запах воскурений золотого жертвенника как далеко распространялся?
В трактате Йома (39 б) мудрецы сообщают, что запах благоухания кторет, которое воскуряли на золотом жертвеннике, можно было почувствовать даже в Йерихо.
С уважением, Реувен Куклин
Читайте:
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Найди себе учителя
Рав Ашер Кушнир
За разрушением Храма стояли как внешние причины, так и внутренние. Никакие захватчики не могли бы нанести ущерб главной еврейской святыне, если бы не проблемы на духовном уровне.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Во времена Храма евреи были должны приносить постоянные жертвы. Выбор животных и процесс жертвоприношений напрямую связаны с чертами характера, которые должны были культивировать сыны Израиля.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Многие явления природы настолько чудесны и удивительны, что человек, даже не склонный задумываться над тайной творения, испытывает невольный восторг, наблюдая их.
Рав Натан Агрес
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ
Как могут существовать чудеса? Из очерка "Основы".
Рав Реувен Куклин
Правда ли что мы для вас хуже животных и вы вольны делать с нами всё что захотите?
Рав Овадья Климовский
Армия и ешиботники
Рав Реувен Куклин
Велик тот, кто обязан и выполняет свои обязанности?
Журнал «Мир Торы»
Весь мир существует на протяжении столь долгого времени лишь ради Торы и в заслугу ее изучения. Написано: «Невежда не хасид».
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Еврейский календарь»
Рав Реувен Куклин
Б-г желает не воскурений, а молитвы?
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.