Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Сколько лет Иосиф был вице-фараоном?

Темы: Йосеф, Изгнание, Микец, Египет, Хронология, Рав Овадья Климовский, Египетское рабство

Отложить Отложено

Здравствуйте, уважаемый Рав!Я хотел бы спросить Вас относительно рабства евреев в Египте. А именно, сколько времени они находились в рабстве? В Берешит 15:13 сказано, что 400 лет. А в Шмот — 430. Я посмотрел в «Иудейских древностях» у Флавия, он говорит, что время от момента обетования Аврааму и до момента прихода Яакова в Египет — 215 лет. И от момента прихода и до исхода 215 лет. А рав Ашер Кушнир говорит, что общий период плена — 210 лет. Хотя и тут возникает вопрос: на момент прихода Яакова в Египет ему было130 лет, а Иосифу 39. Всех лет жизни Иосифа 110 лет. Следовательно, Иосиф был ещё вице-фараоном 71 год. И только время после смены династий фараонов (Шмот 1:8) явилось моментом пленения евреев. Моше жил в Египте и у Иофора в общей сложности 80 лет. 215—80=64 или 210-80=59 лет непосредственного рабства. Вот такие получились у меня подсчёты. Пожалуйста, дайте мне правильный ответ. С уважением, Николай

Отвечает рав Овадья Климовский

Здравствуйте, уважаемый Николай!

Есть несколько мнений относительно длительности пребывания евреев в Египте. Изложу наиболее общепринятую версию, основанную на словах мудрецов Талмуда, мидрашей и комментариях основных ришоним (комментаторов раннего периода).

«400 лет будут твои потомки пришельцами в чужой стране» — так было сказано Аврааму. Всевышний сжалился над евреями и вывел их раньше на 190 лет (что соответствует гиматрии (числовому значению) слова кец — конец. В этом содержится «намек»: Творец в Своей милости приблизил конец изгнания). Однако пророчество исполнилось и буквально, если рассматривать жизнь Ицхака как изгнание. Вспомним, как с ним (в отличие от Авраама) конфликтовали филистимляне, ему приходилось часто менять место жительства. Таким образом, даже не покидая пределов Земли Кнаан, Ицхак чувствовал себя чужеземцем. С момента его рождения до Исхода прошло ровно 400 лет. 430 лет, по комментарию Раши, основанному на мидраше Седер Олам, прошло с того времени, как Авраам услышал предсказание об изгнании. Это случилось ровно за 30 лет до рождения Ицхака.

В результате, мы действительно приходим к тому, что фактическое пребывание сынов Израиля в Египте длилось 210 лет. (Намек на это содержится и в числовом значении слова рду — «спуститесь». Так сказал Яаков сыновьям, отправляя их в Египет купить зерна. Он и не предполагал, что это приведет их к встрече с Йосефом и вскоре — к тому, что вся семья спустится в Египет. Однако слова его оказались пророческими).

И Вы справедливо замечаете, что порабощение евреев началось только после смерти Йосефа. На самом деле это был постепенный процесс — после смерти Йосефа евреев обложили налогом, а после смерти Леви — последнего из братьев — поработили. Если мы будем считать началом порабощения год смерти Йосефа, то получится 210-71=140 лет. Если же считать от года смерти Леви, прожившего 137 лет (по преданию, когда он поселился в Египте, ему было 45), то получим 210-92=118. Это тоже немалый срок. Годы жизни Моше в Египте включаются в это число. Ведь, хотя он и вырос во дворце фараона, именно на период его детства выпали самые тяжелые для его братьев годы рабства.

С уважением, Овадья Климовский

Читайте: Почему Тора сообщает нам, сколько лет Яаков провёл в Египте?

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.