Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему Ашкеназы прогнулись под изменчивый мир?

Темы: Ашкеназы, Многоженство, Муж и Жена, Александр Красильщиков

Отложить Отложено

Читал на вашем сайте (но, может быть, и на другом каком), что многоженство Б-г не осуждает и грехом не считает. И сефардские евреи практикуют это и сейчас, а вот ашкеназские мудрецы в средних веках (только!) постановили запретить это Б-гом дозволимое дело. Не является ли это решение «прогибом» под «мир сей». Ведь благодаря многоженству и разводов было бы меньше, и разбитых семей, и детей-безотцовщины. Да и проституток меньше было бы, если молодых девушек брали в жены до того, как они «испортятся». Евгений

Отвечает рав Александр Красильщиков

Здравствуйте, Евгений!

Отвечая на ваш вопрос, в первую очередь хочется отметить, что в наше время, когда само понятие семьи и брака расшатано настолько, что связи между людьми сводятся к материальным вопросам, возвратить еврейский брак к «разрешённому Торой многожёнству» значить унизить, профанировать возвышенный взгляд Торы на отношения мужчины и женщины.

Социальные язвы, демографические проблемы не вылечить «многожёнством», их причины — в общей тенденции человечества к снижению духовных запросов, в циничном упрощении отношений между людьми, в обесценивании таких понятий, как «любовь», «личность» и «семья». В отношении общества, где не признаётся святость семьи, где отношения между полами лишены каких бы то ни было рамок, Ваш вопрос попросту неуместен.

Тогда остаётся направить этот вопрос религиозному обществу.

В этом случае следует принять во внимание, что женатому мужчине, чтобы создать семью, следует обладать целым набором качеств. Это и терпение, и уважение к ближнему, умение давать и делиться, такт и способность к любви. Ведь жена в иудаизме — не раба, не игрушка, не предмет удовлетворения плоти.

Жена — это «эзер кэнегдо» — помощь и совет, поддержка и забота: её — о нём, а его — о ней. Жена — плоть от плоти мужа, его неотделимая часть. Кроме того, алахические требования к мужу достаточно строги. Мало того, что у него целый ряд имущественных обязательств — муж обязан кормить, одевать жену, быть с нею, — он обязан стать с нею единой плотью и духом.

Чтобы воспитать в себе эти качества, человек должен находиться на высокой духовной ступени. Всё это сказано об одной жене. А если их несколько? Какую возвышенную душу нужно иметь, сколько сил приложить, чтобы соблюсти вышеприведённые требования по отношению к каждой из них.

Есть ещё одна проблема. Уровень самих женщин. Какой цельностью характера нужно обладать, чтобы ужиться с «соперницей». Не случайно вторая жена называется «цара» — «напасть». Чтобы в таких условиях быть единой семьёй, чтобы вместе строить еврейский дом, полный света Торы, нужно обладать поистине выдающимися качествами.

Не случайно, что и до появления запрета на многожёнство в большинстве еврейских общин, в том числе сефардских, мало кто имел больше одной жены. Как правило, это были особые и чаще прискорбные случаи.

Недаром и наши праотцы вовсе не стремились иметь больше одной жены. Авраам никогда не взял бы в жёны Агарь, если бы Сара на этом не настояла. Он женился ещё раз только после смерти Сары. И взял лишь одну жену. У Ицхака всю жизнь была лишь одна жена — Ривка. А Яаков взял несколько жён лишь под давлением обстоятельств. У Моше рабейну была одна жена. И так далее. Примеров из ТаНаХа — не счесть.

На определённом этапе Мудрецы Торы почувствовали, что духовный уровень народа настолько снизился, что иметь больше одной жены стало непозволительной роскошью, как в материальном, так и в духовном смысле. Целостность еврейской семьи оказалась под угрозой.

Право делать ограду для Закона, то есть устанавливать запрет, временный или постоянный, на «дозволенное» Торой, дано Мудрецам Торы Самим же Б-гом. Это право зафиксировано в Торе.

Тора передана народу через Мудрецов Израиля. Сначала это был Моше, затем Пророки, потом Мужи Великого Собрания, главы Санедрина, Гаоны. И так до нашего времени. Время от времени Мудрецы вводили те или иные ограничения, которые носят название дэ-рабонан. Такая практика в иудаизме принята и совершенно законна.

И в наши дни устанавливать практическую Алаху имеют право только признанные авторитеты Торы, главы поколения. Именно они выражают отношение Торы к постоянно обновляющейся действительности. Именно они, наполненные знанием Торы, устанавливают для нас приоритеты, предостерегают и обращают наше внимание на слабые места, области, в которых следует «укрепиться». И это не только не является «прогибом», не только не угрожает духовному здоровью человечества. Наоборот, именно это и поддерживает извечный духовный порядок в мире. Так это было у евреев всегда, и это залог единства и силы еврейского народа.

С уважением, Александр Красильщиков

Читайте: Тора и мораль

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.