Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Можно ли увидеть Б-га?

Темы: Овадья Климовский, Качества Творца

Отложить Отложено

В недельной главе «Мишпатим» говорится: «И видели они Б-га Израилева». А что именно они видели? Спасибо.

Отвечает рав Овадья Климовский

Шалом!

К этому вопросу надо подходить осторожно, ведь мы знаем, что Всевышний не ограничен ничем — ни телом, ни чем-либо ещё, что могло бы быть воспринято обычными материальными органами чувств. Поэтому рабби Хаим из Воложина в своей знаменитой книге Нефеш а-Хаим предостерегает нас от ошибки. Не дай Б-г, пишет он, даже вообразить себе, что мы можем как-либо постичь самого Творца. Все, что нам дано, это воспринимать Его проявления в этом мире, которые Он посчитает нужным довести до наших ощущений. Кроме того, сказано: «Не может увидеть Меня человек и остаться в живых» (Шмот 33:20). То есть, евреи видели не Самого Творца, а лишь тот образ, который Он им показал в тот момент. В Мехильте на главу Итро сказано, что евреи видели в тот раз образ милосердного старца, а при переходе через Ям Суф — образ могучего воина. Мудрецы добавляют, что евреи наслаждались светом Шхины так, что буквально насытились им и не нуждались в пище. В любом случае, они видели достаточно, чтобы знать — Б-г есть и открылся им. И никто уже не мог прийти и рассказывать сказки о большом взрыве и самозарождении жизни из «первичного бульона».

С уважением, Овадья Климовский

Читайте: Показал бы Всевышний чудо — я бы в Него поверил…

Материалы по теме

Как был сформирован еврейский календарь?

Рав Овадья Климовский

Как сложился еврейский календарь?

Предопределение и свободная воля

Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»

Б-г абсолютен и безупречен во всех смыслах, — это аксиома и один из фундаментальных принципов Торы. Поскольку Он не подвластен времени, Ему известно будущее. Поэтому, если Б-г знает о намерении человека совершить то или иное действие, можно ли говорить, что человек поступает так по свободному выбору? По логике вещей, он вынужден совершить его, поскольку Творец знал об этом действии еще до его осуществления — никакого другого варианта просто нет. Человеку может казаться, что он выбирает между вариантами, но в действительности существует лишь одна возможность и у человека нет никакой свободной воли.

Чем Тора отличается от Библии?

Рав Овадья Климовский

Ведь Старый завет — это то же Пятикнижие?

Почему имя человек «Адам» связано с происхождением его тела (от адама — земля), а не с его душой?

Рав Натан Агрес


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.