Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
По материалам журнала «Истоки»

Кому из нас не доводилось слышать такое заявление: «Показал бы Всевышний Свои чудеса, как делал это в древности, — я бы стал верующим». Нет ничего ошибочнее этих слов. Не стал бы! В книге «Даркей мусар» рава Яакова Наймана читаем: несмотря на то что каждый день перед глазами человека проходят чудеса Всевышнего, его глаза не хотят их видеть.

Откроем Тору (Ваикра 6:6): «Постоянный огонь да будет гореть на жертвеннике (Храма), не угасая». Кто будет зажигать огонь на жертвеннике? Священники Храма. Но почему не Сам Всевышний? Ведь чуть дальше сказано, что, когда священники приступили к освящению готового Храма, «вышел огонь от Всевышнего и сжег на жертвеннике» приготовленные заранее жертвы. Однажды огонь «вышел». Почему бы ему «не выходить от Всевышнего» каждое утро? Нет, приказано Аарону и его сыновьям, чтобы убирали пепел, готовили дрова, зажигали. Зачем?

Если б огонь сходил с неба, то очень скоро к нему привыкли бы как к естественному явлению. И чудо потеряло бы свое главное свойство — невероятность, невозможность, — из которых человек обращается к Тому, Кто за чудом стоит.

Написано в книге «Хинух» (132): «Наши мудрецы учат, что чудеса, которые происходят с людьми по воле Всевышнего, как правило — чудеса скрытые. Они принимают вид природных явлений. Ибо даже о чуде на расступившемся море Суф (Красном море) говорит Тора (Шмот 14:21): “Всю ночь отводил Всевышний море сильным восточным ветром, сделав море сушей; и разошлись воды”.Мудрые видят здесь скрытое проявление Всевышнего; простаки не видят ничего, кроме неожиданного обмеления моря. По этой причине приказано нам самим зажигать огонь на жертвеннике, выполняя работу в Храме своими руками, хотя огонь может сойти и с Неба. Если бы сходил с неба, то к нему бы все привыкли. А чудо, к которому привыкли, — не чудо».

В молитве Амида (благословение «Модим») мы, обращаясь к Творцу, благодарим Его: «за Твои чудеса, которые (совершаешь) каждый день с нами, за знамения и благодеяния (происходящие) постоянно». Мы знаем, что эти чудеса происходят. Но не видим их. Ибо между чудом и глазами смертного человека стоит плотная стена природы. Роль затмевающего экрана играет естественный мир, который вполне «объясним» в рамках законов природы. В результате, какое бы чудо с нами ни произошло — в наших глазах оно всегда несет на себе отпечаток естественности. Короче говоря, во всем, на что смотрит человека, он видит не чудо, а еще одно природное явление.

Кстати, так было и в древние времена. Поколение вышедших из Египта, на чьих глазах расступилось море, ничего необычного в этом явлении не нашло. Мидраш рассказывает, что, когда фараон издал свой свирепый приказ топить новорожденных мальчиков в водах Нила, еврейские матери тайком относили своих детей в поля, где за ними присматривали и ухаживали небесные ангелы. Скажите, если человек с младенчества видит вокруг себя ангелов, удивится ли он, повзрослев, когда вдруг расколется перед ним, как лед, огромное море живой воды?

Природа нашей реакции на чудо зыбка и относительна. Маленький, никогда не воевавший народ побеждает огромные армии бойцов-профессионалов (Ханука) — это чудо? Согласитесь, что если Творец мира хотел устроить чудо, Он мог бы «одним пальцем» раздавить всех греков и сирийцев. С неба падает ман («манна небесная») — это чудо? Если бы Всевышний захотел, евреи жили бы вовсе без еды. Ведь Он может все!

В расступившемся море еще надо было разглядеть чудо. Написано: «И увидели евреи (в этом) сильную руку, совершившую (чудеса) в Египте, разглядели мощь Всевышнего, поверили в Него и в Его раба, Моше». Т.е. только теперь поняли, задним числом, что все, что произошло в Египте («казни египетские»), тоже было чудом. Там, в Египте, не видели, не знали. Теперь узнали. Кстати, сами египтяне завопили за час до смерти, находясь в самой сердцевине моря, куда вошли, азартно погнавшись за евреями (Шмот 14:25): «Всевышний воюет за них в Египте!» Надо бы сказать — воюет здесь, на море. А они вдруг вспомнили вчерашний день. Получается, что и они только сейчас поняли, что против них выступает не природа, а Сам Творец. И все, что произошло с Египтом, раздавленным десятью ударами, — это тоже Он!

Они увидели, а мы? С расстояния в три тысячелетия мы в этом рассказе о море Суф обнаруживаем в лучшем случае свидетельство о древней локальной катастрофе. Что-то вроде Тунгусского метеорита времен Атлантиды. Та же природа, но в аномалиях.

Чтобы разглядеть чудо, скрытое за покровами природы, и понять его, надо иметь особую мудрость. Надо подняться на высокий ДУХОВНЫЙ уровень. Надо верить во Всевышнего, — как верят евреи в Его чудесную способность спасать наш народ даже без явных, видимых чудес. Подобно тому, что произошло с нами в Пурим.

Поэтому тот, кто заявляет: «если бы я видел чудо, я бы поверил во Всевышнего», — ни к какому чуду скорее всего не готов. Чудо надо уметь увидеть!

Читайте также: обзор по теме Чудо и чудеса


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…