Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему Йеошуа бин-Нун, а не Йеошуа бен-Нун?

Темы: Еврейские имена, Реувен Куклин, Йеошуа бин Нун, Значение слов в Торе

Отложить Отложено

Уважаемый Рав. Почему Ешуа бин Нун имеет в имени букву «и» вместо традиционной буквы «е»? Должно ведь быть Ешуа бен Нун? А «бин» мне больше напоминает мусульманское имя. С уважением, Хаим

Отвечает рав Реувен Куклин

Уважаемый Хаим!

Прежде всего, хочу подчеркнуть, что, хотя вариант «бин» действительно не типичен для святого языка, он встречается в ТАНАХе ещё в двух местах: «То вот, если заслужил побои (бин hакот — буквально “сын побоев”) виновный…» (Дварим 25, 2); «Слова Агура, сына Йакэва (бин Йакэ)…» (Мишлей 30, 1).

Но, конечно, слово «бин» — не обычное, и нам следует понять, почему оно употреблено вместо обычного «бен», почему именно имя Йеошуа бин-Нуна всегда пишется таким образом?

Ответ на Ваш вопрос мы находим в Талмуде (Санhедрин 107а). Там говорится: та буква йуд, которую Всевышний забрал у Сары (как сказано в Бэрейшит 17, 15: «И сказал Б-г Аврааму: Сарай, жену твою, не называй Сарай, а Сара да будет имя её»), посетовала, что её забрали, и тогда поместил её Всевышний в имя Йеошуа бин-Нуна.

Смысл этих слов мудрецов следующий:

В трактате Сота (17а) сказано: есть две буквы из Имени Всевышнего, которые связывают мужа с женой, это йуд и hэй . У мужа (иш) это буква йуд (ишалеф, йуд, шин), у жены — буква hэй (ишаалеф, шин, hэй ). Вместе эти буквы составляют Имя Всевышнего — йуд — hэй . Почему буква йуд именно у мужа, а буква hэй — именно у жены? Потому что муж — дающий, а жена — принимающая; дающий должен быть совершенен, а принимающему должно чего-то недоставать — чтобы он смог принять. Поэтому в слове иш («муж») содержится буква йуд, числовое значение которой 10, «намекающая» на совершенство (мы видим это, среди прочего, в следующем: существует десять сфирот, т.е. путей, с помощью которых Б-г руководит миром; кроме того, во всём мире пользуются десятичной системой счисления — т.е. считают до десяти, а затем начинают счёт сначала с прибавлением части «-дцать» (десять) — одиннадцать, двенадцать и т.д.). А в слове иша («жена») содержится буква hэй , числовое значение которой 5 — половина йуда, т.е. десяти. Поскольку в имени Сарай была буква йуд, она не могла быть принимающей, поэтому не могла забеременеть. Тогда Всевышний забрал из её имени букву йуд, и добавил букву hэй , букву женщины. Однако совершенство Сары не исчезло полностью, оно воплотилось в Йеошуа, одном из её потомков. Выражение совершенства Сары мы видим в дополнительной букве йуд в имени Йеошуа бин-Нуна. И эта буква «появилась» именно в слове бен — сын, т.е. «ребёнок мужского пола».

С уважением, Реувен Куклин

Читайте: Может ли мужчина присвоить себе женскую роль?

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.