Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему все же преемником Моше был назначен Йеошуа?

Темы: Моше, Йеошуа бин Нун, Дарование Торы, Изучение Торы, Овадья Климовский, Заслуги

Отложить Отложено

Уважаемый рав! Почему все же преемником Моше был назначен Йеошуа? Ведь были не менее достойные кандидатуры: Пинхас, Отниэль, которые, по некоторым мнениям, превосходили Йеошуа в учености и знании Торы. С уважением, Н.

Отвечает рав Овадья Климовский

Шалом, уважаемый Н.!

Не касаясь того, насколько справедливо утверждение, будто Пинхас и Отниэль знали больше, чем Йеошуа: существуют и другие факторы, благодаря которым человек становится руководителем народа, главой ешивы и т.д.

Прежде всего, хотя, возможно, это и общеизвестно, для порядка отметим: назначение Йеошуа было по слову Всевышнего, как сказано: «А ты возьми Йеошуа…» (Бемидбар 27:18), поэтому обсуждению не подлежало. Но нам не возбраняется попытаться понять, чем же именно отличался Йеошуа от остальных мудрецов и праведников своего поколения.

Ответ мы найдем в тексте Торы, которая свидетельствует: Йеошуа никогда не отлучался из шатра учения. Предание говорит, что он не только слышал больше уроков Моше, чем кто-либо другой, присутствуя на каждом повторении (которые Моше проводил для Аарона, его сыновей, старейшин и всего народа), но и помогал, образно выражаясь, «расставлять скамейки», то есть подготавливал место для учебы. И об этом говорят мудрецы (в частности, имея в виду и назначение Йеошуа преемником Моше): «Величественней прислуживание Торе (шимуш), чем ее изучение» (Брахот 7б).

У этого «прислуживания» два значения: буквальное — подать, принести, позаботиться об учителе или о том, что нужно для урока. Маарша добавляет (там же), что ученик, постоянно прислуживая учителю, учится у него не только теории, но и практическому исполнению Закона. Сегодня словом шимуш называют последний этап обучения на раввина, когда, например, ученик подле практикующего раввина наблюдает за тем, как тот отвечает на вопросы. И если этот, второй аспект, понятен — передача Торы происходит не только в виде теории, но и на практике (автор респонсов Мишне Алахот пишет, что Йеошуа узнал от Моше все тонкости Устной Традиции, передававшейся затем из поколения в поколение; это тоже называется шимуш), то первый требует объяснения. Какое отношение человек, таскающий книги и стулья, имеет к передаче Торы? Можно сказать, что его преданность, граничащая с самоотверженностью (вспомним, как Йеошуа ждал Моше возле горы Синай все сорок дней, причем он, в отличие от учителя, не поднимался на уровень ангелов, т.е. не переставал в это время нуждаться в пище и воде), открывает для него Тору, так как Тора — это не просто набор знаний, это — сама жизнь еврея.

В трактате Брахот (117) сказано, что даже ученый человек, не прошедший шимуш у мудреца, приравнивается к неучу. И мы находим множество примеров того, как мудрецы старались только узнать не только теорию, но и увидеть жизнь своих учителей в деталях. (Стоит заметить, однако, что без усердного изучения Торы и «получения» ее у учителя, прислуживание, безусловно, наделяя человека большими заслугами, все же не даст ему возможности стать мудрецом Торы).

С уважением, Овадья Климовский

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.