Темы: Ненависть, Реувен Куклин, Любовь, Отношения между людьми
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЯ еще не сильно знаком с учением Торы, поэтому решил спросить Вас — есть ли в учении нашей Торы, в ее письменной или устной части, в словах мудрецов или раввинов прежних или нынешних времен прямое высказывание, что надо учиться любить в сердце даже тех, кто нас обижает, даже тех, кто нас сам не любит? Меня интересует любое высказывание наших учителей прямым текстом, указывающее явно, что надо воспитывать в себе такую любовь, хотелось бы самому взглянуть то место в учении, где это приведено.
Элияhу Б., Москва
Уважаемый Элиягу!
Конечно, существует мицва любить и того, кто нас ненавидит, поскольку мицва «люби ближнего, как самого себя» относится к каждому человеку, и даже к тому, кто нас ненавидит.
Более того, это способ добиться того, чтобы те, кто нас ненавидит, вновь нас полюбили, как написано в книге Мишлей (27, 19): «Как (в) воде лицо — к лицу, так сердце человека — к человеку», т.е., как человек относится к своему ближнему, так его ближний будет относиться к нему. Также рассказывают наши мудрецы, благословенна их память, об Аароне (Авот де-рабби Натан, 12), что, когда он встречал двоих людей, ненавидящих друг друга, то шёл к одному из них и рассказывал, что его ненавистник на самом деле любит его (хотя это и было неправдой, он делал это ради установления мира), и тогда тот человек остывал от своей ненависти и начинал любить своего ближнего, как прежде. И это разъясняется во многих местах в Письменной и Устной Торе, я цитирую некоторые из них:
С уважением,
Реувен Куклин
Читайте: Любовь и ненависть
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
«Не ненавидь брата своего в сердце своем»
Рав Арье (Лев) Кацин
Рав Ашер Кушнир
Неужели недостаточно только нести в себе веру в существование Б-га?
Рав Реувен Куклин
Рав Реувен Куклин
Велик тот, кто обязан и выполняет свои обязанности?
Рав Моше Пантелят
Рав Авраам Елин,
из цикла «Как одолеть гнев»
Как противостоять гневу и оскорблениям? Гнев лишает человека чистоты видения, лишает рассудка. Кривые пути становятся прямыми, запрещенное — разрешенным...
Рав Берл Набутовский
А если у него такие же недостатки, как у меня?
Рав Исроэль-Меир Лау
«Не было таких праздников у Израиля, как Пятнадцатое ава и Йом-Кипур»
Рав Реувен Куклин
Правда ли что мы для вас хуже животных и вы вольны делать с нами всё что захотите?
Рав Овадья Климовский
А кого можно ненавидеть?
Рав Яков Шуб
Допустима ли ложь, если она не приносит вреда?
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.