Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Надо ли любить тех, кто нас ненавидит?

Темы: Ненависть, Реувен Куклин, Любовь, Отношения между людьми

Отложить Отложено

Я еще не сильно знаком с учением Торы, поэтому решил спросить Вас — есть ли в учении нашей Торы, в ее письменной или устной части, в словах мудрецов или раввинов прежних или нынешних времен прямое высказывание, что надо учиться любить в сердце даже тех, кто нас обижает, даже тех, кто нас сам не любит? Меня интересует любое высказывание наших учителей прямым текстом, указывающее явно, что надо воспитывать в себе такую любовь, хотелось бы самому взглянуть то место в учении, где это приведено.

Элияhу Б., Москва

Отвечает рав Реувен Куклин

Уважаемый Элиягу!

Конечно, существует мицва любить и того, кто нас ненавидит, поскольку мицва «люби ближнего, как самого себя» относится к каждому человеку, и даже к тому, кто нас ненавидит.

Более того, это способ добиться того, чтобы те, кто нас ненавидит, вновь нас полюбили, как написано в книге Мишлей (27, 19): «Как (в) воде лицо — к лицу, так сердце человека — к человеку», т.е., как человек относится к своему ближнему, так его ближний будет относиться к нему. Также рассказывают наши мудрецы, благословенна их память, об Аароне (Авот де-рабби Натан, 12), что, когда он встречал двоих людей, ненавидящих друг друга, то шёл к одному из них и рассказывал, что его ненавистник на самом деле любит его (хотя это и было неправдой, он делал это ради установления мира), и тогда тот человек остывал от своей ненависти и начинал любить своего ближнего, как прежде. И это разъясняется во многих местах в Письменной и Устной Торе, я цитирую некоторые из них:

  • 1. В Торе сказано (Шмот 23, 5): «Если увидишь, что осёл врага твоего лежит под ношею своею, разве оставишь его без помощи? Помоги непременно: развьючьте осла вместе», т.е. мы обязаны помочь и тому, кто нас ненавидит. А в Талмуде (трактат Бава Меция 32 б) сказано, что если два человека нуждаются в помощи, один — ненавистник, а другой — друг, мицва помочь ненавистнику прежде.
  • 2. В Торе (Ваикра 19, 18) сказано: «Не мсти и не храни злобы на сынов народа твоего, и люби ближнего своего, как самого себя», т.е., если кто-то поступил с нами плохо, мы не должны припоминать ему это в сердце, а, наоборот, должны любить его, и см. Талмуд, трактат Йома 23а.
  • 3. Царь Давид сказал о своих врагах (Тэилим 35, 13): «А я, когда болели они, одевался во вретище, мучил постом душу свою! А молитва моя — пусть бы вернулась она в лоно моё (ко мне)!», т.е. если они болели, он постился и молился об их выздоровлении.
  • 4. И в Мишлей сказал Царь Шломо (24, 17): «При падении врага твоего не радуйся, и, если споткнулся он, да не возликует сердце твоё».
  • С уважением,

    Реувен Куклин

    Читайте: Любовь и ненависть

    Материалы по теме


    Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

    Недельная глава Бехукотай

    Рав Реувен Пятигорский,
    из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

    По материалам газеты «Истоки»

    Глава Бехукотай

    Рав Исроэль Зельман,
    из цикла «Книга для изучения Торы»

    Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

    Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

    Исраэль Спектор,
    из цикла «Врата востока»

    Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

    «Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

    Рав Бенцион Зильбер

    И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.