Темы: Ненависть, Гер, Египет, Благодарность, Овадья Климовский, Моав, Амон
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЯ уже спрашивала, но ответ мне был не совсем непонятен. Почему евреям запрещено ненавидеть египтян? Алла
Шалом, уважаемая Алла!
Ненавидеть нам вообще не следует никого, кроме явных врагов Всевышнего, как сказал царь Давид: «Ведь ненавидящих Тебя, Господи, ненавижу я и с восстающими на Тебя ссорюсь!» (Теилим 139:21). Большинство остальных упоминаний ненависти в Танахе (со стороны Всевышнего или праведных людей) относятся не к людям, а к творимому ими злу.
Что касается египтян, Тора предписывает нам: «Не гнушайся эдомеянином, ибо он брат твой; не гнушайся египтянином, ибо пришельцем был ты в земле его» (Дварим 23:8). Имеется в виду — нельзя заявлять, что запрещено вступать в брак с прозелитами из египтян (пока они не являются прозелитами, это запрещено «на общих основаниях» — вступать в брак с неевреями вообще), как запрещено с прозелитами из Аммона и Моава, потому что эти народы проявили неблагодарность по отношению к народу Израиля. Их прародитель Лот в свое время был спасен из горящего Сдома только благодаря заслугам своего дяди Авраама, прародителя евреев. А еще до этого Авраам пошел войной на царей, враждебных Сдомской коалиции, тоже ради спасения Лота из плена. Тем не менее, потомки Лота не только не вышли с хлебом и водой навстречу евреям, когда те шли из пустыни в Землю Кнаан, они еще и наняли колдуна Билама, чтобы он проклял евреев. Поэтому их потомкам, даже если они перешли в еврейство (это допустимо), не позволяется полностью слиться с общиной Израиля.
Мудрецы объясняют: хотя у нас есть веские причины запретить это и египтянам, предки которых бросали в Нил еврейских младенцев[1], Тора предписывает не делать этого, а принимать их, выждав два поколения. Объясняется это тем, что в свое время, когда евреи страдали от голода в Земле Кнаан, они получили убежище и пищу в Египте.
Думаю, отсюда можно сделать вывод: наше отношение к потомкам народов, враждовавших с народом Израиля, должно строиться не на личных чувствах обиды и мести (ведь в этом случае мы должны были бы максимально отстраняться именно от египтян и эдомитян, ведь Аммон и Моав не враждовали с нами на протяжении многих лет, а только однажды проявили черствость — их можно было бы и не отталкивать за это), а на том, что правильно для развития качеств нашей души. Аммон и Моав проявили неблагодарность и, более того, пытались погубить народ Израиля духовно, подослав к нему девушек, склонявших евреев к идолопоклонству. Поэтому от них следует отдалиться.
При этом Торе важно, чтобы мы проявили благодарность по отношению к египтянам, «укоренив» таким образом в себе это качество. Ведь говоря «спасибо» другу за сделанное им доброе дело, человек не очень тяжело работает над развитием качества благодарности, так как это естественно. Другое дело — найти в себе силы ощутить благодарность по отношению к тому, кто однажды помог человеку, а потом годы подряд третировал его.
С уважением, Овадья Климовский
[1] Это же относится и к Эдому, потомки которого причиняли страдания евреям, однако причина, по которой Тора не велит отталкивать их, иная, чем в случае с египтянами.
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Реувен Куклин
Почему эти достижения стали возможны именно благодаря герам?
Рав Овадья Климовский
Как сложился еврейский календарь?
Рав Моше Пантелят
Рав Арье Лейб
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Яков Шуб
А, может, я тоже моавитянин?
Рав Арье Каплан,
из цикла «Таинство миквы»
Погружение в микву — составная часть процесса перехода в иудаизм, без которой нееврей не может стать евреем.
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
«Не ненавидь брата своего в сердце своем»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Благодарность по-еврейски»
Рав Нахум Шатхин,
из цикла «Книга Шмуэль»
Рав Михаэль Гитик,
из цикла «Путешествие по недельным главам Торы»
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина